Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Духовные скрепы
02.08.2016 10:48

Месть за сорванный «Всеправославный» собор: Константинополь может дать ход автокефалии Украинской церкви

Сюжет
Кирилл Фролов: Православные патриоты должны сплотиться вокруг Патриарха
Кто помогает Церкви очиститься от неправомыслия?
весь сюжет

Там, где политика пересекается с религией: Порошенко и Ко открещиваются от православия и пытаются разорвать религиозные связи с «клятыми москалями».

На до сих пор не чужой нам Украине продолжают кипеть жаркие баталии. Помимо артобстрелов и стрелковых дуэлей под Ясиноватой, Широкино, в Песках и т.д. в последние месяцы с новой силой разгорелась религиозная война. Официальный Киев никак не может смириться с доминантой Русской православной церкви в собственной вотчине, а потому в очередной раз выходит на тропу русско-украинского православного раскола. А союзники в религиозном раздоре у Порошенко сотоварищи все те же – Ватикан и Вселенский патриархат во главе с Варфоломеем. Впрочем, если и дальше так пойдет, между римо-католиками, греко-католиками и юрисдикцией Константинополя можно будет смело ставить знак равенства…

Предыстория новой волны украинского религиозного раздора тесно связана с общим состоянием современного православия. Как известно, РПЦ отказалась от участия в «Святом и Великом» соборе, проходившем 19-26 июня на Крите. Строго говоря, тут надо взять в кавычки не только «святой и великий», но и само слово «собор». А чтобы было совсем ясно и понятно – будем в дальнейшем называть данную встречу элиты 10 из 14 православных Церквей «собранием», «совещанием», «слетом», «круглым столом»... После того, как епископы ряда Церквей-участниц этого действа открыто заявили в СМИ, что не ставили свои подписи под документами собрания, где, тем не менее, указаны их фамилии, последняя дымка соборности этого действа уносится ветром.

Добавим сюда американские спецслужбы в лице охранителей и представителей всякого рода инославных конфессий в роли почетных наблюдателей, официальные поздравления от Ватикана и униатов в связи с критской встречей – и мы получим почти полную картину происходящего. Почти – это потому что нам еще доподлинно неизвестно, что происходило в кулуарах этого слета и какие механизмы использовались для уговоров делегатов. К примеру, Сербская православная церковь во главе с патриархом Иринеем изначально тоже не собиралась приезжать на Крит, но в последний момент изменила свою позицию.

Это событие в любом случае не может считаться рядовым для истории православного христианства, как и достаточно осторожная, если не сказать двусмысленная, позиция Московской Патриархии. Наш Священный Синод тянул до последнего, в итоге назвав главной причиной отказа от участия в критском собрании отсутствие консенсуса между Церквами. Вышло так, что мы просто процитировали позицию грузин, антиохийцев и болгар, спрятавшись за их спины. А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, и наше священноначалие порекомендовало Варфоломею «всемерно продолжать усилия по укреплению общеправославного сотрудничества в подготовке будущего Святого и Великого Собора, который призван стать подлинным свидетельством единства Святой, Соборной и Апостольской Церкви».

Базирующийся преимущественно в США Константинопольский Патриархат, в лице главного специалиста по Украине и России архиепископа Тельмисского Иова (Гечи) не замедлил нанести ответный удар. По поводу отсутствия делегации РПЦ на Крите российским журналистам было сказано следующее:

«Вы прибыли из демократической страны, где от всех ожидают участия в голосовании. К сожалению, в демократической стране не все участвуют в голосовании. Означает ли это, что голосование, которое произошло в вашей стране, нелегитимно?».  

Понятно, что сравнение современных политических выборных систем и церковной соборности и каноничности, мягко говоря, некорректно. Но самое важное – этой фразой РПЦ словно поставили на место, дав нашей Патриархии понять – все, что мы тут без вас нарешали, оформить и исполнить вам все равно придется.

Тот же самый архиепископ Иов – доверенное лицо патриарха Варфоломея – к слову сказать, является главным представителем Константинополя при Всемирном совете церквей (ВСЦ). Совпадение? Да уж навряд ли – тем более, что «Колокол России» уже неоднократно рассказывал про экуменистскую подоплеку Всеправославного собора и жгучее желание Константинополя и его теневых кукловодов утвердить экуменизм и «единение всех братьев во Христе» в качестве официальной христианской доктрины, а также воздать в этом контексте всяческие почести ВСЦ. Что, собственно, и было сделано.

Одновременно с Константинополем по влиянию РПЦ решили ударить и в Киеве. Прямо в ходе критской встречи первоиерархов в адрес местного секретариата было направлено официальное прошение от депутатов Верховной Рады, которые потребовали признать недействительным акт о присоединении Киевской митрополии к Московскому патриархату от 1686 г.

Тогда было понятно, что киевская хунта проводит пробу пера перед генеральным наступлением, потому что секретариат критского собрания рассматривал совсем иные, заранее утвержденные предстоятелями поместных Церквей вопросы, и Рада ожидаемо получила формальный отказ.

На прошлой неделе деятельность в этом направлении наконец активизировало и первое лицо Украины. Выступая на торжествах по случаю Дня крещения Киевской Руси на Владимирской горке, как обычно не всегда трезвый Порошенко заявил:

«Ясно, что мы не будем спокойно наблюдать за вмешательством другого государства в наши церковные дела, за его попытками использовать в своих интересах чувства части украинских православных. И это одна из причин, почему Верховная Рада аргументировано обратилась к архиепископу Константинополя и Нового Рима, Вселенскому патриарху Варфоломею по поводу издании томоса об автокефалии Православной церкви в Украине.

Уверен, что благодаря участию Его Всесвятости в решении этого очень важного вопроса между украинской церковью и Константинополем будут созданы уникальные отношения, которые позволят преодолеть немало негативных тенденций в жизни современного православия».

Под «вмешательством другого государства в церковные дела», Петро, очевидно, подразумевал всеукраинский Крестный ход за мир, организованный УПЦ (МП). За две недели в нем приняли участие сотни тысяч человек. Несмотря на старания укрорадикалов и силовиков, 27 июля на Владимирской горке в Киеве за мир сообща молились около 30000 православных.

Но Порошенко волнует не столько прекращение огня на Донбассе, сколько понты и «самостийность» – поэтому он в тот же день решил заручиться поддержкой уже упоминавшегося выше экумениста – константинопольского епископа Иова. Итогом их встречи стало уже традиционное для постмайданной украинской власти взывание к третьей стороне и всяческое ее нахваливание. «Константинопольская церковь для нас была, есть и будет церковью-матерью, к которой мы, ее чада, будем обращаться», – пробило на новую лесть президента.

Мол, придет наконец пан и спасет своих чад от клятых москалей, и дарует им автокефалию. Хотя, по большому счету, реверанс и ожидание помощи хунта в очередной раз направляет в сторону непосредственно Вашингтона, от которого финансово и ментально целиком и полностью зависит патриарх-масон Варфоломей. Но об этом нами и не только сказано уже в избытке…   

Дело за малым – дождаться официальной реакции Константинополя и контрдействий Московской Патриархии. По словам того же Порошенко, при Синоде Вселенского патриарха «создана некая специальная комиссия», готовая рассмотреть вопрос об автокефалии. Доверять слухам и бравурным высказываниям украинской стороны пока не будем – известно, что Синод любой Церкви рассматривает любое официальное обращение в свой адрес в установленном порядке. А вот слова архиепископа Иова в интервью от 1 августа заслуживают пристального внимания:

«Константинополь всегда считает, что территория Украины является канонической территорией Константинопольской Церкви. /…/ Вселенский Патриарх не раз заявлял, что Константинополь является Матерью-Церковью для Украинской Церкви. Он не раз подчеркивал, что является духовным отцом украинцев. И поэтому Вселенский патриарх постоянно следит и переживает за состояние Православной Церкви в Украине. Тем более, после того как обратилась Верховная Рада Украины в Константинопольский Патриархат с просьбой предоставить каноническую автокефалию, эта просьба была рассмотрена на последнем Синоде, и Синод решил отдать этот вопрос комиссии для серьезного, надлежащего изучения этой проблемы. Так что Константинополь этим занимается».

Интересно, что слова Иова совершенно расходятся с позицией другого официального спикера Константинопольского патриархата – о. Александра Карлуцоса, который как раз прямо заявил: «Вселенский патриарх признает только патриарха Кирилла духовным главой всей Руси, что означает, конечно, и Украины».

Мы видим, что Константинопольская патриархия, давно потерявшая и свою великую империю, и свою многочисленную паству, и свой политический и религиозный вес, и даже свое название на географической карте мира, продолжает использовать Украинскую митрополию в качестве разменной монеты. Дескать, оставим мы тебе, РПЦ, Украину, если признаешь наш псевдовсеправославный шабаш и утвердишь все наши документы. В этом самая главная опасность для нашей Церкви – защиту веры нельзя превращать в торг.

После Ферраро-Флорентийской и Брестской уний вся ответственность по защите канонической чистоты православия на Великой, Малой и Белой Руси легла на плечи официальной Москвы. В 1685-1686 гг. московское посольство в Константинополе смогло решить вопрос с Киевской митрополией в свою пользу, хотя сделать это было совсем не просто. Тогда судьбу переговоров и будущее православия на Руси решал, в первую голову, главный визирь султана Османской империи. Тем не менее, письменное согласие от Константинопольского патриарха Дионисия IV было получено, и пересматривать его ныне нет ни малейших оснований – грамота была дарована Москве сроком «на все времена». Такова, в конечном счете, была воля и гетмана Ивана Самойловича и всего народа Левобережной Украины. И на правом берегу Днепра, не случись в 1686 г. «вечного мира» между Россией и Польшей, православие в итоге было бы уничтожено унией и папистами.

История подтвердила, что движение в сторону Московской Патриархии было сделано жителями нынешней украинской земли именно как выбор между православием и ересью. И в настоящее время инициаторы автокефалии в Киеве во главе с бывшим епископом РПЦ и экзархом Украины Филаретом (Денисенко) – между прочим, претендентом на патриарший престол МП в 1990-м году и экс-близким соратником патриарха Московского и всея Руси Кирилла – испытывают плохо скрываемую неприязнь ко всему истинно православному. Это можно ясно увидеть по реакции украинских самостийников, греко-католиков, политиков во власти, депутатов на всеукраинский Крестный ход за мир.

Архиепископ Иов в своем интервью украинским СМИ назвал «абсолютным мифом» концепцию «Москва – третий Рим», появившуюся в России в XV в. после падения Византии. И сейчас для священноначалия Русской Церкви крайне важно опровергнуть его слова, подтвердить сделанный однажды исторический выбор, сказать решительное «нет» критским экуменическим документам (что, надо подчеркнуть, до сих пор не сделано – по официальным данным, в феврале 2016 г. предсоборные тезисы были одобрены Архиерейским собором РПЦ единогласно – прим. авт.) и поддержать православный народ Украины.

Не пряники, обещанные Варфоломеем в обмен на догматические и канонические уступки, а соборная воля народа Божьего должна раз и навсегда стать отправной точкой для наших первоиерархов. И вот тогда у Константинополя и стоящих за ним Ватикана и Госдепа, большинство представителей которых являются вовсе не христианами, а адептами совсем иной религии, точно ничего не выйдет.

Иван Ваганов       

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"