«Публичный дом» МХАТ
Призыв «сказать громко» от Калягина был услышан – студенты Школы-студии МХАТ шокировали руководство Щукинского училища выступлением в стиле своего гуру Серебренникова, сказав громко со сцены матом в одном носке на голое тело. Насколько это поможет подозреваемому в хищении госсредств режиссеру – непонятно, зато стало ясно, что, как сказал преподаватель Театрального института имени Щукина Владимир Поглазов, наши спектакли все больше смахивают на «публичный дом», нежели какое-то искусство.
Как сообщают СМИ, скандал произошел на показе поставленного третьекурсниками Школы-студии МХАТ спектакля «Янко – круль олбанскай», во время которого со сцены лился рекой мат, русский язык коверкали, как могли, подсадного зрителя «убили» из пистолета, в зал бросали мусорными мешками и поливали водой, а главным номером спектакля стал выход голого актера с носком на гениталиях.
Это настолько возмутило одного из зрителей, что он поспешил разогнать подопечных мастерской Дмитрия Брусникина. «Вы втаптываете театр в грязь!» – заявил он, оказавшись на сцене театра. Оказалось, что недовольный зритель имеет прямое отношение к искусству – им оказался преподаватель Театрального института имени Щукина Владимир Поглазов. Педагог потребовал остановить спектакль, заявив, что он больше смахивает на «публичный дом».
«Поглазов остановил спектакль, по причине «невозможности больше это терпеть», после чего покинул зал. За ним последовала большая часть студентов этого вуза», – так описывает происходящее в своем фейсбуке одна из участниц фестиваля студенческих спектаклей «Подиум» в Щукинском училище. Как следует из записи в ее микроблоге, педагог вел себя очень эмоционально, а после спектакля, во время дискуссии, сообщил студентам, что еще «пожалел их». По словам очевидцев, на обсуждении профессора Щукинского училища поддержали его студенты: «Как вы посмели оскорбить эту святую сцену своим спектаклем», «Сколько ваши родители платят за то, что вас этому учат», «Вы принесли сюда эту грязь», «Вы оскорбляете зрителя», «Вы устроили из сцены пьяный кабак», – это цитаты из реплик студентов «Щуки», которые приводят очевидцы в своих соцсетях.
Владимир Поглазов отмечает, что пришел на постановку ради интереса – всегда важно знать, что происходит в других вузах. В самом начале спектакля актеры заявили, что зрители могут принимать участие в происходящем и спокойно выходить на сцену. «И тут, обращаясь к зрительному залу, один из участников спектакля говорит, что все мы дети проституток», – рассказал Поглазов. Педагога такое заявление шокировало, но он стерпел оскорбление. Вскоре в зал вышел человек с ведром, наполненным водой. Проходя между рядами, он размахивал им перед пожилыми зрителями. Поглазова такое отношение к залу привело в ярость. На сцену же он решил выйти после следующего действия – когда актеры кинули в лицо его студентке мусорный пакет.
«Я, пользуясь тем, что мне сказали принимать участие, встал. Я говорю: «Ну теперь я с вами поиграю». Начал выходить на сцену, надел корону, взял стул. Они стоят зажатые. Люди, не готовые к импровизации... Я понял, что если я возьму этот мешок и начну его гонять по сцене, то это будет уже слишком. Я им даже сказал потом, что я не то, что вас пощадил, но я хотел остановить это отношение к залу. Я ушел со сцены, вышел и сказал, что я больше здесь сидеть не могу. Вышло за мной человек 30–40.
Потом началась вторая часть этого «марлезонского балета». На «круглом столе» собрались молодые критики, поведение которых очень задело преподавателя. К ним подошла девушка, в лицо которой попал мешок – она была настолько расстроена, что не могла сдержать слез. «А эти театральные критики сидят и хихикают. Вот тогда я сказал, что жаль, что этот мешок не ударил им по голове.
Кто-то из тех, кто имеет к этому отношения, говорят, что такого не было, что не было мешков и так далее. Но я -то видел то что видел... Когда из этого места, где люди здесь и люди там, уходит напрочь этика, когда люди декларируют только свои эстетические вкусы и им этически наплевать – это большая беда», – рассказал Поглазов. Желающие могут посмотреть на действо сами.
Скандал быстро вышел за рамки зала. Поведением государственной студии МХАТ возмутился даже ее главный спонсор – министр культуры Мединский, за чей счет и проходил как фестиваль, так и постановка этого «публичного дома». Он попросил ректора школы-студии МХАТ Игоря Золотовицкого объяснить появление голого актера на сцене во время действия. «Я, к счастью, не видел этого, безусловно, «гениального» спектакля. И вообще, когда актеры выходят в таком виде, это говорит о том, что и им, и режиссеру совершенно нечего показать, потому что там речь идет не то что уже о таланте, но о минимальных режиссерских и актерских способностях», – заявил Мединский.
Об инциденте, по его собственному признанию, министр прочитал в СМИ. Действия преподавателя Поглазова министр не прокомментировал. При этом Мединский отметил, что многим «театральным новаторам» нужно «освежить свои понятия о нравственности».
«Я считаю, что государственный театр, тем более школа-студия, должны блюсти каноны нравственности. Тем более если этот спектакль ведут студенты», – цитирует главу Минкультуры «РИА Новости».
Впрочем, как обычно наши «деятели культуры» из МХАТА тут же объяснили Мединскому, куда ему пройти: ставили и будем ставить.
«Это самостоятельная работа студентов, ее играли на «Пятницах в Пушкинском музее. Еще она игралась на Ночи искусств, на Ночи театра», – рассказал радио «Говорит Москва» мастер курса в Школе-студии МХАТ Дмитрий Брусникин; его студенты поставили этот спектакль и запрещать показывать данную работу он не будет.
«Смысл спектакля заключается в отрицании цензуры и такой эксперимент не должен быть запрещен. «Искусство ищет новые формы, движение, – объяснил преподаватель вуза Сергей Щедрин. – Студенты Школы-МХАТ пытаются выйти за рамки русского психологического театра и показать мировой – со всем спектром его творчества и направлений».
«Это были студенты, и странно было включаться и останавливать это. Мы воспитываем свободные творческие единицы, которые могут самостоятельно мыслить. Этот спектакль про то, что не должно быть никакой цензуры. Свобода – это самоограничения, и мы воспитываем в студентах его вкус, там не было никакой пошлости... Это было очень в контексте того что происходило на сцене. Эта борьба должна была возникнуть», — сказал Сергей Щедрин.
Быстренько закрыли рот и посмевшему возмутиться Поглазову. Так, ректор Щукинского училища Евгений Князев заявил, что никаких претензий к коллегам из другого театрального вуза не имеет и не считает, что показ постановки был сорван. «Спектакль был доигран до конца, и у нас нет никаких претензий к Школе-студии МХАТ. Просто у нас в Щукинском училище, и в Вахтанговском театре не принято выходить на сцену в таком виде и тем более сквернословить», – сказал агентству РИА «Новости» ректор. Надеемся, что хоть к Поглазову у него претензий не будет.
Что тут стоит отметить. Во-первых, очень радостно, что среди преподавателей наших театральных вузов есть нормальные люди с нормальными жизненными ценностями, нормальной ориентацией, которых, как показал уход студентов вслед за преподавателем, уважают и ценят ученики. Это говорит уже хотя бы о том, что русский театр жив. Во-вторых, МХАТ готовит достойную смену сереберенниковым, для которых выступление состоит из грязи, пошлости и оскорблений. И никаким тут «поиском себя» уже не оправдаться. Это лет двадцать назад можно было говорить о мате, бегании голышом, педерастах и проститутках на сцене как о новаторстве — сегодня, даже на Западе, это признак как раз глубокой провинциальности, где еще можно кого-то шокировать тем, что льется из всех утюгов. Вот поставить «Три сестры» без голых на сцене, так, чтобы за душу взяло, – это да, а плеваться и материться каждый деревенский дурачок сможет.
К сожалению, наши «светлоликие творцы», которые подбивают молодежь к подражанию «мировому искусству», подражают худшим образцам просто потому, что сами создать что-то стоящее не в состоянии – не считая, разумеется, схем хищения бюджетных средств.