Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Провинция
07.11.2017 14:35

Русские Татарстана близки к победе в этнолингвистическом конфликте

Противостояние между клановой этнократией Казани и федеральной властью должно разрешиться в пользу русскоязычных родителей республики.

В ближайший месяц должна разрешиться многолетняя проблема русского народа в Республике Татарстан, которую подробно освещает «Колокол России». Принудительное изучение татарского языка по пять-шесть часов в неделю за счет сокращения часов на русский язык и литературу, тяжелая шестидневная учебная неделя, слепота и глухота этнократической элиты региона – в этой, казалось бы, нерушимой стене все-таки появилась брешь. И произошло это благодаря активной позиции родительской общественности Татарстана, терпение которой уже на исходе. Тем не менее, упрямое руководство региона продолжает заниматься торгом и играть в своеобразный армрестлинг теперь уже не только с простыми гражданами, но и с президентом России, министром образования страны и генпрокуратурой. Лукавство и незаконность действий властей республики с каждым днем становятся все более очевидными – и скоро в этом вопросе будет поставлена точка.

Уже завтра (8 ноября) депутаты Госсовета Татарстана соберутся, чтобы заслушать доклады прокурора РТ Илдуса Нафикова и министра образования Энгеля Фаттахова. Интересно, что местные СМИ рассказывают о настроениях татарстанской элиты в следующем ключе: «а нельзя ли прийти к какому-то компромиссу с федеральной властью, нельзя ли договориться? Нельзя ли сколько-то часов обязательного татарского все-таки оставить?» То есть региональные чиновники по-прежнему не настроены слушать президента России, выполнять его поручения.

Между тем, по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям в конце августа этого года Владимир Путин четко озвучил свою позицию по ситуации с принудительным изучением региональных языков в ряде республик России:

«Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации. Изучать языки народов России – гарантированное Конституцией право. Право добровольное», – подчеркнул глава государства.

Неделю спустя Минобр Татарстана оперативно выступил с прямо противоположной позицией, опубликовав на своем сайте разъяснение со ссылкой на решение Конституционного суда РФ от 2004 года. Тогда было установлено, что обязательное изучение татарского в равных пропорциях с русским языком на всей территории республики соответствует Конституции РФ, Конституции РТ, а также федеральному и региональному законам о языках.

Однако за 13 лет, как видим, реалии изменились, и русскоязычные родители Татарстана смогли-таки донести до первого лица страны, что их права на изучение русского в равном объеме по сравнению с жителями других регионов жестоко попраны, а насильственное изучение совершенно ненужного предмета (методика преподавания которого, как признают большинство татарских экспертов, далека от идеала) только увеличивает нагрузку и травмирует психику детей. Путин просто уточнил постановление КС – изучение татарского языка в школах, разумеется, не противоречит федеральным законам, но должно быть добровольным.   

Тем не менее, глава РТ Рустам Минниханов продолжил линию на прямую конфронтацию между Москвой и Казанью. В своем послании к Госсовету республики от 21 сентября он заявил, что «приоритеты в изучении государственных и родных языков будут сохранены», при этом надо сделать акцент на «обеспечение высокого уровня знаний и владения русским языком» и «совершенствовать методику преподавания татарского как государственного». В практическом плане это значит, что Татарстан не собирается делать изучение татарского свободным и не намерен урезать часы на этот предмет.

После такого демарша десятки тысяч заявлений директорам школ от родительского сообщества республики Татарстан, обнадеженного словами президента России, фактически были поставлены руководством региона вне закона. Но власти Татарстана все же должны были создать какую-то видимость реакции на поручение президента. И вот в ночь с 3 на 4 ноября министр образования РТ Фаттахов утвердил новый учебный план для татарских школ, в котором лукаво подменил формулировки, явно рассчитывая по традиции оставить русскоязычных региона не у дел.

План Фаттахова разделил прежние пять часов татарского в неделю на предмет «государственный татарский язык» (должен изучаться в обязательном порядке два часа в неделю с 1 по 9 класс, в старшей школе – по желанию) и «родной язык и литература» (изучается в рамках обязательного плана три часа в начальной школе и два часа – в средней, при этом родителям предлагается указать родной язык для своего ребенка). И если русского языка в начальной школе стало больше (четыре урока в неделю вместо трех), то предмет «литературное чтение» даже сократился в объеме (один урок в первом классе вместо двух ранее, два урока во 2 и 4 классах вместо трех ранее). При этом учебная неделя оставалась шестидневной, а непосредственное увеличение часов на русский язык произошло за счет сокращения «школьного компонента» (обязательного предмета по выбору школы). В 1, 4 и 6 классах школ Татарстана времени на профильные предметы вообще не оставили, а в других классах – выделили лишь один час вместо трех.

Вычленив из «родного языка» государственный, но не убрав обязаловку его изучения, Фаттахов надеялся этим косметическим ремонтом сгладить фасад и показать формальную реакцию на директиву Путина. Но родительскую общественность не проведешь – все тут же увидели подвох и назвали действия Минобра РТ настоящим саботажем. Надо сказать, что правовые коллизии в федеральном законе о языках и федеральных образовательных стандартах (ФГОСах) здорово помогают местным чиновникам путать карты. С 2009 года до настоящего времени обязательное изучение татарского в регионе было возможно только в соответствии с «учебным планом №3», по которому русский язык является государственным языком обучения, но не может быть родным. А родным языком для всех школьников республики являлся… разумеется, исключительно татарский, на изучение которого отводилось по 5-6 часов. Хотя данный план изначально был рассчитан исключительно на национальные татарские школы, где преподавание всех предметов должно было вестись на татарском языке.

Здесь надо отдать должное прокуратуре Татарстана, которая уже 5 ноября вступила в дело и потребовала отозвать все методические рекомендации ведомства Фаттахова, назвав их незаконными.

«Установление в качестве обязательного для изучения государственного языка республики, на момент издания рекомендаций, не соответствует закону и федеральным образовательным стандартам, определенным уполномоченным органом – Министерством образования и науки России.

Кроме того, издавая указанные рекомендации, региональное министерство вышло за пределы установленной компетенции, войдя в сферу федерального правового регулирования и нарушив принцип автономности муниципальных образовательных организаций. Подобные действия министерства носят неоднократный характер.

В настоящее время по данному факту проводится проверка, в ходе которой будет дана правовая оценка действиям должностных лиц регионального министерства. В дальнейшем собранные материалы будут направлены в уполномоченные следственные органы для принятия решения в рамках уголовно-процессуального законодательства.

Одновременно разъясняем, что применение на местах незаконных методических рекомендаций не освобождает от ответственности за нарушение законодательства в сфере образования. Неправомерное вмешательство в деятельность образовательных организаций и воспрепятствование деятельности органов прокуратуры является категорически недопустимым, каждому подобному факту будет дана принципиальная правовая оценка», – гласит заявление на официальном сайте прокуратуры РТ.

Ответ прокуратуры РТ о недопустимости принудительного изучения татарского языка в школе г. Казани

Фаттахов получил отповедь от прокурора Нафикова, которая наверняка будет продолжена завтра на заседании Госсовета. Но ирония момента в том, что сегодня, 7 ноября, в школах республики стартовала вторая четверть, а утвержденной методички для составления учебных планов до сих пор нет! Русскоязычные родители республики Татарстана обсуждают происходящее в их школах в «прямом эфире», в одноименном сообществе в соцсети «Вконтакте».

А происходит примерно следующее. Директора школ на собраниях и классные руководители в личных беседах предлагают родителям писать заявление, в котором им надо указать свой родной язык (изучение татарского как государственного вообще не предусмотрено ФГОС, потому об этом быстренько и благополучно забыли). В расписаниях подавляющего большинства учебных заведений остается 2-3 урока «родного языка» в неделю. При этом обучение повсеместно продолжается в рамках того самого «учебного плана №3» для национальных гимназий, где родной язык учеников – нерусский.

Кто указывает в качестве родного татарский – тот и продолжает его изучать под вывеской «родного». Тем же, кто в этой графе пишет «русский», предлагают три часа в неделю изучать краеведение, риторику или изо. И родители справедливо указывают на абсурдность ситуации: с одной стороны, русский язык естественным образом входит в перечень родных языков народов России (что соответствует федеральному закону о языках), а с другой – в рамках ФГОС он изучается только как обязательный государственный (в учебном стандарте Минобрнауки РФ уже есть предмет «русский язык и литература»). Согласно тому же ФГОС предмет «родной язык и литература», входит в предметную область «филология» и не может быть заменен на риторику, рисование и иные предметы.

Образцы заявлений для родителей и учебных планов школ Татарстана, где остается родной (татарский) язык

«И на какой предмет нам теперь ходить, если мы в качестве родного языка указали русский? Краеведение вообще ни имеет отношения к филологии, к чему нам три часа нагрузки этой дисциплины в неделю?», – спрашивает мама школьницы из Татарстана.

«В прокуратуре подтвердили слова президента – нас не имеют права заставлять учить татарский! Русский язык и литературу мы уже изучаем в качестве отдельного предмета, поэтому ни за какой родной язык я подписываться вообще не стала. Сказано же – изучение должно быть добровольным. Так что нам теперь, эти три урока еженедельно прогуливать?», – интересуется другой родитель.

Мы видим, как далеко зашла нацэлита Татарстана, волю которой выражает верховная власть республики, в своем желании во что бы то ни стало сохранить обязательное изучение татарского (пусть и под вывеской родного) и саботировать директиву Путина. Весьма вероятно, что завтра региональная прокуратура вынесет представление в том числе и главе региона Минниханову. Тучи над руководством региона продолжают сгущаться, в то время как его представители продолжают вести закулисные переговоры в правительстве РФ и Администрации президента. Они никак не желают слушать собственный народ и меняться в соответствии с современными реалиями, продолжая на всех уровнях лоббировать заключение договора о разграничении полномочий между Москвой и Казанью, а также принудительное изучение татарского языка.

Главной опорой правящих кланов в обществе остаются престарелые националисты из 90-х годов прошлого века (организации типа Всетатарского общественного центра), молодые радикалы-пантюркисты (из «Серых волков» и им подобных), а также прозападно и проукраински настроенная татарская интеллигенция. Отдельные ее представители на недавнем заседании в Академии наук РТ даже пригрозили подать в суд на министра образования Ольгу Васильеву и сравнили русскоязычную общественность с ЛГБТ-сообществом – т.е. маргиналами, диктующими свою волю большинству. 

Но как бы кто ни лаял, караван продолжает идти. 1 декабря наступит последний день срока исполнения поручений президента России президенту (пока официально эта должность не переименована) Республики Татарстан в части изучения государственного языка республики на добровольной основе – по выбору родителей. Русскоязычные жители передают всю информацию о нарушениях прокурору и ведут обратный отсчет в режиме онлайн.

Иван Ваганов

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"