Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Политика
07.11.2017 13:44

В России погнали протестную волну, способную закипеть до критической точки

В России зафиксирован резкий скачек протестной активности населения. В Кремле такой рост связали с предвыборным периодом.​

В РФ значительно выросло количество политических, социально-экономических и трудовых протестов по сравнению с началом года, таковы итоги доклада Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) «Протестная активность россиян в III квартале 2017 года». По данным экспертов, в первом квартале было зафиксировано 284 протестные акции, во втором — 378, а в третьем — 445.

Так в третьем квартале, как и в двух предыдущих, больше всего было социально-экономических протестов — 312. На втором месте — политические протесты - 106. Самые многочисленные акции были связаны с обманутыми дольщиками. Значительно меньше - с недовольством предпринимателей, ростом тарифов, протестов работников предприятий, связанных с трудовыми конфликтами.

В первом и втором кварталах больше всего было протестов дальнобойщиков и фермеров.

В Кремле рост протестной активности в России связали с предвыборным периодом. Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, в настоящий момент увеличилось количество мероприятий и в поддержку президента, и становится больше заявлений от граждан, которые болезненно реагируют на те или иные события.

Независимый политолог Дмитрий Орешкин отрицает, что в стране реально наблюдается резкий рост массовых протестных акций, а появившуюся информацию, по его мнению, стоит больше связывать с медийным фактором. Однако собеседник газеты «Колокол России» согласился с тем, что протестные акции действительно в большей степени связаны с ухудшающейся экономической ситуацией в стране: невыплатами зарплат, закрытием предприятий, а также озабоченностью экологической ситуацией в конкретно взятом районе. Между тем, по мнению эксперта, все эти небольшого масштаба протестные события критической величины пока не достигают.

«Власть начала озабоченно смотреть на протестные акции, более агрессивно и тотально реагировать на все эти события: найти и наказать всех зачинщиков, чего ранее не было. Поэтому, если говорить о каких-то переменах относительно протестных акций в стране, то они происходят в ментальности регионального руководства во время предвыборного года, когда дано распоряжение сверху обеспечить стабильность в вверенной территории. Таким образом, «жандармские меры» начинают применять чаще, чем они функционально необходимы», - полагает политолог.

Ранее президент Владимир Путин заявил, что в России нет истерик, связанных с акциями протеста, однако бывают естественные всплески протестных настроений, на которые власти должны реагировать. Глава государства предложил проанализировать действия сотрудников правоохранительных органов на таких акциях. При этом президент отметил, что участники протестов зачастую сами обостряют ситуацию, чтобы привлечь к себе внимание.

Несмотря на ухудшающее положение в экономике страны и нехватку средств в регионах для решения требований, которые выдвигают протестующие жители, для нынешней власти это не представляет особой угрозы, потому что в стране просто нет единого общенародного протестного движения, уверен политолог Дмитрий Орешкин. Есть локальные вспышки, которые были всегда, однако в предвыборный год власти стали на них реагировать более нервно. Поэтому, самого протеста как такового еще нет, зато очень много разговоров на эту тему.

«Все протестные акции, которые имели место быть в РФ в последнее десятилетие, не имели серьезной координации. За это время независимые структуры так и не смогли привестись к общему знаменателю, способному что-то организовать. Лидером протестов считается тот, кто громче о себе заявит. Недавние выступления дальнобойщиков против установки «Платона» были успешно подавлены, а общероссийского профсоюза так и не удалось создать. В лучшем случае, сегодня в стране есть какие-то локальные профсоюзные организации, которые не способны серьезным образом повлиять на ситуацию. А к таким «революционерам», как Мальцев или Лимонов, уже в России никто серьезно не относится, кроме них самих. При этом у того же Навального ничего не вышло серьезного, так как, обычные демонстрации нельзя назвать протестными акциями, которые спровоцировали бы массовые забастовки и общероссийский саботаж», - отметил собеседник издания.

Как выяснили авторы доклада ЦЭПР, региональные власти не научились реагировать на трудовые протесты. Поэтому обострение конфликта «по-прежнему остается едва ли не единственным действенным способом отстаивания своих прав со стороны работников». Однако, как считают эксперты центра, в целом социально-экономические и трудовые протесты в России редко происходят под политическими лозунгами.

«Сегодня денег на решение проблем обманутых дольщиков, сдерживание роста услуг ЖКХ или майских указов президента Путина в региональных бюджетах нет, но и эта проблема также не приведет к общероссийской акции протеста. Как правило, самым крикливым организаторам что-то будет обещано, на этом все протестное движение сойдет на нет. До тех пор пока не появится профсоюза или политической силы, которые будут способны функционально объединить весь протестный процесс, не стоит ожидать чего-то серьезного. Более того, сегодня в России нет материального ресурса – демографического давления. Когда сто лет назад в царской России происходила революция, был демографический всплеск, где огромное количество неграмотной молодежи, приехав из деревни в город, начало слушать проповеди о неравенстве и справедливости. Сегодня этого ничего нет, зато есть масса пустых разговоров о смене «кровавого режима», который надо менять. Такие идеи больше бродят в голове того же Мальцева или Лимонова, а также кремлевских стратегов, которым необходимо «запугивать» первое лицо оранжевой революцией, чтобы на волне искусственной фобии обыгрывать собственные интересы», - резюмировал Дмитрий Орешкин.

В конце октября Комитет гражданских инициатив экс-министра финансов Алексея Кудрина представил очередной индекс социально-экономической и политической напряженности в регионах России. Эксперты замечают, что в числе регионов повышенной напряженности много крупных, развитых и с сильными городскими центрами (Москва, Ростовская, Самарская, Челябинская области в европейской части страны, Алтайский край, Кемеровская и Омская области за Уралом). В то же время в число регионов с повышенной протестной активностью попали и более «тихие» (Чувашия, Кировская и Курганская области).

Как отмечается в докладе, протестная активность растет за счет местных проблем, далеких от большой политической повестки, но критически важных для жизни граждан: социальные услуги, жилье, транспорт, занятость.

Анатолий Молчанов

Фото: РИА Новости / Евгений Одиноков

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"