Портрет российской бедности
Борьба с бедностью в середине февраля возглавила рейтинг российских внутриэкономических трендов. Сразу несколько членов правительства выступили с важными заявлениями, касающимися этой актуальной для общества проблемы. Сначала вице-премьер Татьяна Голикова рассказала о бедности в регионах, о пользе составления так называемых «портретов бедности» для каждого субъекта федерации: они позволяют выявить главные причины, снижающие уровень жизни населения, и начать грамотно менять ситуацию. Заодно Голикова назвала и нынешнего российского «чемпиона» по бедности: им оказалась Республика Тыва, где «за чертой» живут больше 41% граждан.
Затем эстафету подхватил глава кабмина Дмитрий Медведев. На встрече с губернаторами он анонсировал запуск пилотного проекта по повышению уровня жизни граждан России. Для начала эта программа заработает в восьми регионах, а затем должна распространиться на всю страну. В краях и областях будут создаваться реестры бедных семей, разрабатываться индивидуальные программы по выводу из кризисных ситуаций, пояснил премьер.
Помимо этого, Медведев выступил с важным предложением: изменить сами критерии оценки бедности, подход к статистике. До сих пор бедными наше государство автоматически считало граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Таких в России, по данным Минтруда, около 20 миллионов человек, то есть 13,2% от общей численности населения. При этом в процессе подсчётов совершенно не учитываются расходы — и семей, и каждого отдельного человека. Между тем именно по уровню расходов бедность во многом рассчитывается в развитых странах. Специалисты полагают, что такой подход даёт более точные данные и более полную картину положения дел.
Где густо, а где пусто
Следует признать, что наш премьер в значительной степени прав. Учёт финансовых трат позволяет, например, избежать таких распространённых ситуаций, когда люди, имеющие относительно неплохой заработок, но работающие неофициально, «в тени», пользуются ещё и льготами, субсидиями и пособиями от государства. При этом семьи с детьми, заботящиеся к тому же ещё о пожилых родственниках, не имеют права на пособие, если их доход номинально «на какой-нибудь рубль», как выразился Медведев, превышает пресловутый минимум.
Примечательно, что об этом парадоксе заговорил и глава Тывы Шолбан Кара-оол, отвечая на заявление Голиковой о «самом бедном регионе». Методика подсчёта бедности по прожиточному минимуму, напомнил губернатор, требует от властей относить к малоимущим не только людей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, но и, к примеру, обладателей личных подсобных хозяйств. А в Тыве таких сейчас — около 40 тысяч семей.
"Причём в собственности у них не по 5-10 бурёнок, а от 300 до 1000 голов мелкого рогатого скота. Если взять даже самую "бедную" отару в 250-300 овечек, то в пересчёте на деньги мы получаем хозяйство с капитализацией в районе полутора миллионов рублей. Такой доход в 10 раз превышает официально установленный уровень бедности", — заявил Кара-оол.
Есть в республике и чабаны-тысячники, живущие натуральным хозяйством и благополучно обеспечивающие себя и детей, рассказал губернатор. Тем не менее нынешние законодательные нормы пока предписывают относить этих людей к «бедным», а Тыву автоматически выводят на первую строку антирейтинга.
Сетовали на несоответствие реалиям российских цифр и в Федеральной службе госстатистики. В конце января Росстат сообщил, что с 2020 года расчёты начнут проводиться по новой методике. До сих пор, пояснили в ведомстве, в статистику практически не попадали женщины, имеющие детей в возрасте от полутора до шести лет. Между тем именно эта категория людей зачастую находится в группе риска по бедности.
"Государство стимулирует рождение детей, но социальная поддержка семей с детьми очень неравномерна по возрасту: она предоставляется семье до достижения ребёнком полутора лет, но затем резко происходит снижение доходов семьи. До школы продержаться сложно", — прокомментировала ситуацию директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малеева.
Пока сложно сказать, уменьшится или увеличится российская статистика бедности, когда её начнут считать по-новому. Однако совершенно ясно, что картина её оценки станет в этом случае более полной и корректной. А это поможет государству выбрать верные векторы помощи: она будет оказываться тем, кто действительно нуждается.
Как бороться?
Тем не менее приведение статистики в наиболее правильный вид — это лишь первый шаг в борьбе за достойный уровень жизни граждан России. 7 мая прошлого года президент страны Владимир Путин издал указ, требующий до 2024 года снизить уровень бедности в России в два раза, то есть до 6-7%. Позднее Татьяна Голикова констатировала, что из всех задач, поставленных главой государства в «майских указах», эта является самой сложной.
И это действительно так. Невозможно «заставить» людей жить лучше, не повысив при этом общий уровень экономики. Впрочем, помимо этой прописной истины, можно назвать и несколько конкретных шагов, которые позволят многим нашим гражданам вылезти из финансовой ямы.
Прежде всего эффект должно дать внедрение дополнительных стимулов для создания производств и рабочих мест в малых городах. Дело в том, что как раз в малых городах и в сельской местности проживает наибольшая часть (70%) малоимущего населения России. Самым простым и логичным стимулом для развития малого и среднего бизнеса на этих территориях могут стать налоговые льготы. Неплохо было бы придумать и меры поддержки мобильности населения, чтобы люди, которым сложно найти работу в своём регионе, могли без особых проблем поехать в другие края и области, где имеется дефицит рабочей силы. В идеале было бы хорошо, если бы граждане могли переезжать семьями, иметь возможность устроить детей на новом месте в школы и детсады, получать от государства помощь с жильём, подобно той, что уже даётся по программам поддержки сельских учителей. К слову, развитие системы детсадов, повышение их доступности, снижение оплаты за пребывание детей в дошкольных учреждениях — один из важнейших пунктов помощи тем самым семьям и мамам с детьми до шести лет, о которых упоминал Росстат. Очевидный факт: многим людям для того, чтобы начать жить лучше, вовсе не нужно сидеть на шее у государства. Они более чем способны обеспечить себя сами. Важно лишь иметь возможность и прежде всего время для того, чтобы выйти на работу или обеспечить себя самозанятостью, будучи уверенным, что дети сыты и ухожены, ждут маму в компании сверстников под присмотром грамотных и добрых воспитателей.
Далее: крайне важно позаботиться о подростках и молодёжи, живущих сейчас в небогатых семьях. Бедность не должна становиться для них причиной недоступности образования или поддержки здоровья. Важно, чтобы, став взрослыми, они не «унаследовали» нищету, а могли выйти на другой уровень жизни, найти приличную работу и нормально зарабатывать, в том числе и помогая постаревшим родителям.
Не позади планеты всей
Напоследок хочется сказать ещё об одном моменте, который важен скорее для самоощущения, чем для каких-либо действий, но тем не менее имеет прямое отношение к теме. Речь о «реабилитации» России с точки зрения статистики бедности по сравнению с развитыми странами.
Мы привыкли годами кивать на благополучный Запад и ругать положение дел в собственной стране. Между тем во флагмане ЕС — благополучной Германии — уровень бедности почти 17%. В России, даже по слегка завышенным по сравнению с официальными, независимым оценкам, он в прошлом году составлял 14,2% от населения страны. В целом же по Евросоюзу, по подсчётам экспертов из Евростата, добрая четверть населения — 118,7 миллионов человек — живут на грани нищеты или социальной изоляции.
Тяжелее всего в финансовом плане приходится румынам, болгарам и грекам. В 2016 году в Болгарии больше трети населения находилось на грани нищеты (41,3%, и это по данным Евростата!), в Румынии — 37,3%, в Греции — 35,7%.
В целом же 8,1% населения Евросоюза испытывают так называемые «тяжёлые материальные лишения». Такой термин используется в ситуациях, когда человек оказывается не в состоянии позволить себе минимум четыре из девяти пунктов, которые чиновники из Евростата считают «говорящими» показателями:
- выплачивать ипотеку или снимать жильё;
- оплачивать отопление дома;
- хотя бы раз в год проводить недельный отпуск вне дома;
- ежедневно или хотя бы через день готовить обед с мясом, рыбой или курицей либо их вегетарианскими аналогами;
- иметь дома телефон, в том числе и сотовый;
- купить цветной телевизор;
- иметь стиральную машину;
- владеть автомобилем;
- отложить небольшой денежный запас на случай непредвиденных расходов.
Таким образом, подытоживаем мы, бедность — проблема отнюдь не только российская. С учётом того, что власти, судя по их риторике, настроены решительно, очень возможно, что ситуация в стране скоро начнёт меняться в лучшую сторону. И, может быть, через несколько лет уже не мы будем смотреть на европейцев, а они — перенимать качественный опыт восточных соседей.
Виктория Фоменко