Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Духовные скрепы
14.06.2015 13:19

Железный Феликс возвращается?

Мосгоризбирком разрешил КПРФ провести в Москве референдум о возвращении памятника Дзержинского на Лубянскую площадь. Разрешение получено в контексте системных попыток в Европе отождествить коммунизм с фашизмом. Не сомневаюсь, что отождествление коммунизма с фашизмом – вопиющая кощунственная дикость. Плевок в лицо бойцам, офицерам и генералам Красной армии, посадившей на осиновый кол нацистскую мразь и освободившей от ее поганого сапога Европу. Думаю, что и ряд руководителей большевиков, взявших власть в октябре 1917 года (и в том числе – Феликс Дзержинский) вполне входит в обширный многовековой ряд государственных деятелей России, оказавших воздействие на ход истории.

И при этом уверен, что возвращение памятника Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве стало бы актом, игнорирующим избранный в испытаниях сегодняшней Россией путь, закономерно связанный с ее историческими корнями и истоками, с дыханием православной веры и других традиционных для нашей страны авраамических вероисповеданий – ислама и иудаизма.

В наши дни (не без тяжких трудов и мучений многих лет) Россия, наконец, обретает представление о терпимости, потребность в которой назрела десятилетия, если не столетия, назад. Потребность в терпимости родилась в стране очень давно, но, увы, рознь бывала сильнее и порождала новую рознь, а кровопролитие — всё новые кровопролития. Как бы кто из нас ни относился к тому – и белое движение, и победу красных в междуусобной Гражданской войне – невозможно вымарать из истории.

Памятник Дзержинскому был снесен по воле сотен тысяч москвичей в августе 1991 года после непродуманного, непродуктивного, прогнившего ГКЧП, вопреки которому власть в Кремле захватило изначально предательское и бандитское ельцинское окружение – криминальная среда, сформировавшаяся среди региональных чиновников партийного аппарата во времена Брежнева. Но из этого никак не следует, что памятник Феликсу Дзержинскому нужно вернуть на прежнее место на Лубянской площади.

Сегодняшняя российская власть, слава Богу, не декларирует никаких идеологических прокрустовых лож и не промывает населению мозги никакими скоротечными «измами». Наконец, Россия в своей внешней и внутренней политике полагается не на условное, как показала жизнь, единство православия, самодержавия и народности, не на учение марксизма-ленинизма, которое якобы «всесильно» только потому, что «оно верно», не на либеральные доктрины, которые у нас приводят к тому, что абсолютно «всё покупается и всё продается».

Наша страна не может развиваться без культурного и духовного самоопределения. При этом, по словам ее президента на Валдайском пленарном заседании в сентябре 2013 года, России не подходят три типа идеологии. Первый из них – идеология советского времени, от которой общество ушло навсегда. Второй – окостеневший монархизм тех, кто идеализирует дореволюционную Россию. Наконец, третий тип идеологии, неприемлемый для России, – это западный ультралиберализм.

Российское государство пытается идейно освоить собственно российский путь, основанный на реально живом из века в век – поликультурном и полиэтническом едином Русском Мире. Мире, объединенном уникальным языком. Русском Мире, который отнюдь не идеологическая модель, обусловленная экономикой, формациями и противоречиями той или иной эпохи. Особом Мире, вбирающем в себя и фундаментальные основы ортодоксальной религии, и искания замечательных российских мыслителей прошлого – славянофилов, западников, народников, представителей культурного возрождения Серебряного века, евразийцев…

Философы Николай Бердяев и Иван Ильин, которые, между прочим, не раз цитированы в связи с современным пониманием Русской идеи первыми лицами современной России, были выдворены из СССР в 1922 году, когда Феликс Эдмундович Дзержинский, будучи организатором ВЧК-ОГПУ, стоял во главе ведомства. А потому монумент Дзержинскому в центре Москвы может быть уместен только, если одновременно неподалеку установят памятники Бердяеву и Ильину, а также белым генералам Колчаку, Корнилову, Деникину, Юденичу… А тогда в свою очередь нужно рядом поставить еще монументы вождям большевизма – Сталину, Ногину, Цюрупе, Елизарову… А вслед за тем – и государственным деятелям дореволюционной России. Но зачем Москве, москвичам и вообще гражданам России галерея памятников в центре столицы?

К тому же Дзержинский, который вложил свою конкретную лепту в преодоление голода и разрухи, в борьбу с уголовщиной и бандитизмом, являлся создателем и руководителем необходимой для той власти в то время структуры, у которой одной из основных функций была карательная. И эта карательная функция и при Дзержинском, и многими десятилетиями после его смерти унесла жизни миллионов, в том числе ни в чем не повинных людей. Такова неизбывная трагедия российской истории XX века. В конце концов, у нас немало государственных деятелей прошлого, внесших весомый вклад в отечественную историю (в том числе советского периода), при этом не отвечавших за карающий меч, но не отмеченных памятниками в Москве. И на этом фоне возвращение памятника Дзержинскому в самое сердце России было бы совершенно алогично.

И, кстати, потомки первой довоенной волны русской эмиграции XX века, в большинстве своем поддерживающие внешнеполитический курс современной России, очевидно, не принимают даже саму возможность проведения референдума о переносе памятника Дзержинскому.

***

В 1990-е всем и вся впечатывалось или вбивалось, что всё можно купить, что всё завязано на деньгах. Ныне же подавляющее большинство российского народа показывает на всем миру готовность терпеть материальные лишения во имя естественного исторического пути России. И на этом фоне кем бы то ни было инициированное масштабное идеологизированное действо – такое, как возвращение памятника Дзержинскому, – может стать шагом в сторону нового расчленения того, что в трудах и испытаниях, наконец, собирается…

Евгений Бень, публицист и политолог, специально для «Колокола России»

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"