Пойми время — и поймай его в кадр
Православное кино: старт пройден, выход на зрительскую орбиту
В Москве в Доме кино Союза кинематографистов РФ в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений прошел показ программы «Terra Incognita: духовное кино в России».
Зрители смотрели документальные фильмы, которые редко доходят до большого экрана и федеральных телевизионных каналов. Можно ли сократить эту дистанцию? Насколько востребованы сегодня широкой аудиторией фильмы духовно-нравственного содержания и почему не всякое современное «доброе кино» люди хотят смотреть? Да и что такое православное кино?
Эти и многие другие вопросы обсуждались после просмотра на круглом столе «Четверть века с православным кино», посвященном 25-летию первого в истории кинематографа фестиваля православных фильмов «С нами Бог!» В конференц-зале Дома кино на фоне портретов киноклассиков и под их пристальными взглядами собрались священнники, миссионеры, преподаватели Основ православной культуры в школах и вузах, работники телеканалов, организаторы православных кинофестивалей, киноклубов и сайтов. «Дирижировали» обсуждением известный проповедник протоиерей Андрей Ткачев и киновед Татьяна Москвина-Ященко.
Считается, что российское православное кино начинается с «царской хроники», когда придворный оператор Камилл Сёрф в мае 1896 года запечатлел моменты коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Каким-то чудом кадры с радостной толпой, осыпающей цветами будущих святых новомучеников, сохранились до наших дней. А вот «новейшую историю» православного кино принято отсчитывать с первого фестиваля православных фильмов «С нами Бог!», который состоялся в Москве в январе 1990 года. В то время для зрителей все было в диковинку: видеть на экране церкви и купола, людей в монашеских одеяниях, крестные ходы. Теперь-то этим точно никого не удивишь.
За двадцать пять лет в России возникло целое фестивальное движение в поддержку православного кино: кинофестивали «Золотой Витязь», «Радонеж», «Русское Зарубежье», «Встреча», «Лучезарный Ангел», «Семья России». Впрочем, только кинофестиваль «Встреча» из них открыто позиционирует себя как православный — остальные связаны особенностями финансирования. Кинофестивали заявляют о программах кино славянских народов, семейного, патриотического или просто «доброго кино». Правильного, но, увы, не всегда хорошего.
«На наш фестиваль фильмы отбирают авторитетные эксперты — священники, киноведы, режиссеры. Качество картин с каждым годом растет, но и количество тоже, — рассказала на круглом столе президент Международного православного кинофестиваля «Встреча» монахиня София (Ищенко). — 10 февраля в Обнинске, на Калужской земле мы открываем 10-й, юбилейный фестиваль «Встреча». Было прислано около 300 фильмов, из них только 70 прошли конкурсный отбор. Десять игровых фильмов, двенадцать анимационных, тридцать с чем-то документальных... А остальные? Вы только задумайтесь, сколько денег потрачено напрасно, и, наверняка, ведь собранных с большим трудом! За некоторые присланные ленты членам экспертного совета бывает по-настоящему стыдно: это какое-то антиправославие. А многие фильмы просто не интересно смотреть».
Режиссер Александр Столяров (в 2014 году состоялась премьера его четырехсерийного документального фильма «Свой человек на Соловках») объяснил, откуда берется множество унылых фильмов о верующих людях с предательским привкусом «православного агитпропа». Как правило, православное кино снимается без всякого государственного финансирования — на спонсорские деньги или частные пожертвования — в небольших, разрозненных киностудиях при монастырях или дома на «коленке». Не удивительно, что в последние годы расцвел особый жанр «православного корпоративного кино» по сценариям заказчиков, не имеющий ничего общего с искусством. «Православное кино не обязательно должно быть на церковную тему. Это может быть просто хорошее кино, сделанное с любовью, с чистым сердцем, с творческим дерзновением. Только тогда его захочет смотреть и молодежь тоже», — высказал свое мнение режиссер, призвав объединить усилия кинолюбителей-одиночек и создать единый холдинг профессионального православного кино.
Не все участники круглого слова согласились с обличительным пафосом его речей. Многие глубокие, пронзительные фильмы, приводящие людей к вере, создаются как раз именно усилиями режиссеров-подвижников. Обидно другое — они не доходят до широкого зрителя, их не замечают кинокритики. А многие документальные фильмы, включенные в программу «Terra Incognitа», того стоят: «Папа, здавствуй» (режиссер Наталья Кононенко), «Последний подданный Российской империи» (режиссеры Валерий и Людмила Демины), «Монастырь» ( режиссер Александр Столяров), «Художница. О сестре Иоанне» (режиссер Борис Криницын), другие.
Идеи по развитию системы распространения и православного киноведения были оформлены в виде резолюции участников круглого стола к устроителям XXIII Международных Рождественских образовательных чтений.
«За четверть века православное кино в России прошло несколько этапов, — подвел некоторые итоги разговору протоиерей Андрей Ткачев, — В самом начале православное кино в России возникло, чтобы просто показать, что Церковь — есть. Свечки, купола... Кому-то до сих пор надо показывать, что все это существует на самом деле. Затем начались попытки показать жизнь Церкви изнутри, чем она все-таки живет: восстановление храмов, приходская жизнь. Но в наше время перед создателями православного кино стоит, на мой взгляд, куда более сложная задача. Мы все должны понять, что является сутью времени, в котором живем, вспомнить святоотеческий завет: «Пойми время». В мире идет борьба за человека, и мы должны четко разобраться, что такое «человек», а кто остается за скобками этого понятия. Христос пришел на землю спасать не мутантов и не свиней — он пришел только к человеку. И борьба за человека сегодня — это, прежде всего, борьба за четкость нравственных критериев».
Ольга Клюкина