Ма-нежный погромщик
О произошедшем в Манеже инциденте на выставке «Скульптуры, которых мы не видим» «Колокол России» решил узнать из первоисточника. Далее приводится интервью с Дмитрием Цорионовым (Энтео), лидером православного общественного движения «Божья воля».
Колокол России: Расскажите, пожалуйста, что произошло в Манеже, и какова была ваша мотивация?
Дмитрий Энтео: Прежде всего, я хочу заявить, что на вашем сайте ранее была опубликована статья, которая приписывает мне прямой призыв к экстремизму. Если бы у меня было бы чуть больше времени, я обязательно бы обратился в суд. Никогда не видел ничего подобного! Речь в ней идет о якобы моем твитте, в котором говориться, что я призвал сорвать концерт Мэрилина Мэнсона экстремистскими методами. Существование этого твитта автор взял из головы! Если бы я даже позвонил (чего я не делал), то никогда не стал бы об этом писать. Это уголовно наказуемый поступок!
КР: Хорошо, мы эти ваши слова опубликуем, а правдивость или ложность этой информации остается на вашей совести и совести нашего автора. Разумеется, это произойдет, если вы мне дадите комментарий по текущему моменту, а иначе не будет повода публиковать ваши возражения.
Д. Э.: Давайте поговорим.
КР: Давайте. Прежде всего, меня интересует информация из первых уст про то, что произошло в Манеже, а также, повторяю, причины, которые толкнули вас и ваших соратников на этот поступок. СМИ пишут о скандале и погроме, но само событие, которое стало поводом для таких публикаций, описано скупо. Хотел бы узнать о случившемся от самого «виновника торжества».
Д. Э.: Резоны наши очень просты: в день церковного праздника в самом центре Москвы открывается выставка, которая не имеет прецедента в новейшей истории России. Мы видели разные способы глумления над православными святынями, была целая череда случаев конфронтации между представителями искусства и христианской общественностью. Они происходили потому, что верующие в художественных произведениях видели акт кощунства. Но ничего подобно тому, что происходит на выставке в Манеже, я не видел. Это несколько десятков работ самых разных авторов, в том числе и современных, которые являются кощунственными. Это порнография с использованием образа Христа. Это хуление на Божью Матерь, на святых. И это глумление показано в такой изощренной форме, что это просто немыслимо.
Как развивался инцидент? В нормальном обществе мы бы просто позвонили, приехала бы полиция, увидела бы все это, сочла бы, что нарушается закон Российской Федерации, например статья 148 УК РФ (Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий — ред.), приостановила бы эту выставку, изъяла бы экспонаты, провела бы оперативно экспертизу. В нормальном обществе полиция бы призвала к ответственности тех экстремистов, тех провокаторов, которые устраивают такие мероприятия с целью создания острой социально напряженности. К сожалению, закон о защите наших святынь не работает. Мы подавали тысячи заявлений по 148 статье, и ни одно из них не имело никакого результата. По сей день статья за оскорбление чувств верующих остается без судебного прецедента. В условиях, когда государство отказывается защищать верующих, мы вынуждены делать это сами. Бог — высшая ценность жизни, и мы не можем проходить мимо случаев, когда его ритуально попирают. Для нашего религиозного сознания это неприемлемо.
Что было на самом деле? Мы с группой неравнодушных людей пришли в это помещение. С нами были юристы, операторы, мы все это видели своими глазами.
КР: Я слышал, что речь идет о каких-то линогравюрах, которые вы все-таки попортили…
Д. Э.: Да, когда пришла полиция, и мы увидели, что она ничего не собирается делать, девушка взяла два куска линолеума с кощунственным изображением Иисуса Христа и бросила их на пол. Вот, условно говоря, все то, что мы сделали. Если кто-то считает это погромом, то он не знает, что такое настоящий погром. В данном случае я считаю, что были бы оправданы и более радикальные меры — с моральной точки зрения.
Я считаю, что эта проблема очень опасна. Подобные выставки и мероприятия происходят постоянно по всей России: вспомним историю с «Тангейзером» в Новосибирске, вспомним выставку «Осторожно, религия!». Кстати, многие из тех молодых людей, которые ее громили лет десять назад, стали священниками.
КР: Давайте немного вернемся к причинам. Как я понял, вы исчерпали «мирные» методы, поэтому пошли на такой радикальный шаг?
Д. Э.: Да, мы подавали тысячи заявлений, в частности, в прокуратуру, в МВД, писали письма на имя высших лиц государства, в мэрию — и все это по конкретным поводам, реальным событиям. И ни разу, ни по одному заявлению по 148 статье за последние два года не был дан ход. Лишь в самых резонансных случаях, когда, например, подавались депутатские запросы, речь могла идти о назначении экспертизы. При этом следствие отказывалось назначать независимых экспертов. Такая экспертиза длится в среднем полтора года. Спустя этот срок мы всегда слышали отказ в возбуждении уголовного дела под предлогом того, что оскорбления чувств верующих эксперт не нашел. И подпись, которая явно указывает на то, что эксперт не относится к православной вере.
Но что бы с нами не делали, мы не будем проходить мимо. Неужели это им непонятно? Представьте, если в каком-либо городке кто-то сделает выставку, экспонаты которой оскорбляют чью-то мать, дочь, жену. Конечно, тот, чьих близких людей опозорили, не останется к этому равнодушным. То же самое касается и религии. А когда мы говорим о религии, мы говорим об очень серьезных вещах — гораздо более значимых для человека, чем даже его семья.
К.Р.: Вы говорите об «очагах напряженности». Но вас обвиняют в том, что вы сами создали такой очаг. И, кстати, подано заявление с требованием возбудить уголовное дело против вас.
Д. Э.: Тут надо задать вопрос, кто нарушает закон: те, кто публично и осознанно показывает кощунство и порнографию с Иисусом Христом и ждет реакции общества; или те, кто на это реагируют, потому что не могут пройти мимо в силу своих религиозных убеждений? Если бы этого богохульства не было, неужели бы кто-то приходил и устраивал скандалы? Конечно, нет. У нас что, других дел мало? Россия, например, лидирует по количеству абортов. Мы лучше будем с женщинами разговаривать, с молодежью, а не тратить себя на подобные скандалы. Поэтому мне непонятны обвинения нас в том, что мы провоцируем социальную напряженность. В этом можно, например, обвинить депутата Госдумы от ЛДПР, главу комитета по религиозным объединениям Нилова. Его комитет сделал этот закон, хотя ему и говорили эксперты, что он не будет работать. И именно потому, что не работает этот закон, по всей России вспыхивают эти очаги напряженности. Тем более что Россия огромна. Мы, например, не имели отношения к тому, что происходило недавно в Новосибирске. Но христиане не могут не реагировать на это. Хорошо, что мы все очень разные. Кто-то прошел горячие точки, у кого-то расшатана психика, поэтому формы протеста очень разные. Мы, я считаю, отреагировали вполне адекватно, мирно. Мы не сделали больше того, что требуется для достойного ответа на такие факты. Если кто-то не будет чувствовать той границы, за которую мы не заходим уже в течение трех лет, устраивая наши акции, то это может привести к страшной трагедии. А спрашивать, в первую очередь, нужно с тех, кто не создал правовых рычагов решения данных вопросов, а, во вторую очередь, с тех, кто устраивает подобные провокационные выставки.
Мы на организаторов выставки подали иск. Ждем возбуждения уголовного дела. Они тоже подали иск. Ну что ж, судья им скажет, что он думает о перспективах такого дела.
(смеется)
КР: То есть, вы не боитесь уголовного преследования?
КР: А то, смотрите, сейчас прошли суды над русскими экстремистами, которые получили большие сроки. Не боитесь попасть под горячую руку, под образцово-показательный суд, чтобы другим было неповадно?
Д. Э.: Мы были бы рады стать мучениками, но современная правовая система не позволит нам этого сделать в рамках того, что произошло.
КР: Вас не смущает, что РПЦ не поддержала ваш поступок. По крайней мере, Чаплин прокомментировал его очень сухо, а один из не последних людей в церкви высказался в таком духе, что, если бы православные действовали не методами Pussy Riot, то они бы стали более православными.
Д. Э.: Я не знаю, что это за человек, но мне искренне его жаль, и нет разницы, какой чин он занимает. Нас поддерживают священники по всей России –– говорят добрые слова, молятся за нас. Да, некоторые религиозные лидеры ответили сухо. Чаплин, например. А что он еще должен говорить? Он сказал, что должен был сказать: кощунство недопустимо, противостоять ему нужно в рамках закона. Какие проблемы? Позиция нормальных верующих на наш счет — абсолютно однозначна.
КР: А у меня есть совершенно другие данные и тоже от «нормальных верующих». Есть мнение, что вы все это делаете только в целях самопиара — преследуете исключительно личные цели. Что вы на это скажете?
Д. Э.: На это я могу только усомниться в компетентности тех православных, которые так говорят. Я сам-то свое сердце не знаю, не то что другие люди. Если рядом с вами насилуют девушку, а вы вступились, это самопиар?
КР: А как же «Бог поругаем не бывает», подставь другую щеку и т.д.?
Д. Э.: Бог поругаем не бывает, но отношение наше к его имени, к его святыням — это отношение к Нему. Поэтому святые нетерпимо относились к кощунству. Мы можем вспомнить знаменитую речь Иоанна Златоуста, в которой говориться о том, что надо делать с кощунниками, и почему. Многие святые силой пресекали кощунство и благословляли на это других. Тот, кто спокойно смотрит на то, как хулят Христа, просто не знает Иисуса Христа. Я в этом уверен. И если кто-то думает, что мы, наоборот, привлекаем внимание к кощунству, которое происходит на главной выставочной площадке страны, которое освещают несколько федеральных каналов, то это вздор. Мы привлекаем внимание только к одному: русским людям надо просыпаться, приходить в себя. Надо делать выбор: допустимо ли богохульство или нет. В конец ли мы осатанели, или что-то человеческое в нас еще есть?
КР: Про вас также говорят, что вы своими действиями позорите православие и православное сообщество. К тому же, вы не похожи на боевика. Почему вы выбрали именно такие методы? Собственно, весь наш разговор сводится к допустимости подобных методов. То, что кощунство надо пресекать, у меня возражений нет, прежде всего, потому, чтобы у нас не повторился «шарли». Но методы…
Д. Э.: У всех должны быть такие методы, когда Бога хулят. Неважно, молод ты или стар, силен или слаб. Если бы у нас христиане были бы христианами, то в тот же день от этой выставки камня на камне не осталось бы, и все ответственные лица, которые это допустили, слетели бы сразу! И по-другому нельзя!
КР: Я усматриваю в этом все-таки, если позволите, мусульманский метод.
Д. Э.: У православных христиан на протяжении всей истории были такие методы. Христианство — религия сильных. Религия, которая покорила Римскую империю. Нельзя заменять христианскую веру гуманистическими суррогатами. Этот осатанелый мир хочет видеть, простите за выражение, кастрированную версию христианства. Когда евангельские принципы, относящиеся к личности, вроде подставь другую щеку, применяют ко всему христианству, это очень странно. У святых отцов говорится, что если вас оскорбили лично, то человек должен божьей милостью попытаться преодолеть обиду и подставить вторую щеку. Но, если речь идет о ближнем, неужели мы должны подставлять его вторую щеку? Конечно, нет — мы должны обязательно его защитить. Тем более, если речь идет о наших святынях. Безусловно, мы должны их защищать. Всегда христиане были воинами.
КР: Каков идеальный вариант, которого вы добиваетесь относительно кощунства, относительно подобных выставок?
Д. Э.: В данном случае мы добиваемся просто закрытия выставки.
КР: А она работает до сих пор?
Д. Э.: Да, без четырех экспонатов. Остальные стоят. Реальным результатом для нас было бы, чтобы закон об оскорблении верующих стал прецедентным или подвергся изменениям. Это нужно для его функционирования. Я хочу, чтобы с помощью этого закона был найден правовой выход из данной ситуации, чтобы у нас были эффективные инструменты для преодоления подобных конфликтов, чтобы мы мирно, спокойно жили, чтобы не могли бы так страшно друг друга провоцировать, и чтобы мы уважали святыни друг друга.
КР: Напоследок. Говорят, у вас есть серьезная поддержка со стороны партии «Единая Россия», и в это можно поверить, учитывая то, что вы действуете методами движения «Наши».
Д. Э.: Это очень пошлое сравнение. Меня тошнит от подобной политоты. Когда-то мы разорвали связь с одной церковной структурой только потому, что нам предлагали делать что-то подобное. Для нас это неприемлемо, поскольку мы должны делать то, что должны делать православные христиане. Повестка дня современной пропаганды и христианская повестка дня — совершенно разные вещи! Мне глубоко неприятно то, что делают эти совершенно не независимые люди. К партии «Единая Россия» я тоже не имею абсолютно никакого отношения.
КР: Резюмируем. Вы абсолютно независимая организация, неподдерживаемая никем из власти, и единственным вашим «мотором» является божья воля. Вы –– выразители воли божьей, ведь так называется ваша организация?
Д. Э.: Мы –– молодые люди. Как мы можем со своими пороками, со своими «тараканами» быть выразителями божьей воли? Это все равно, что сказать про организацию Opus Dei («Дело божье»): «Все, что они делают — дело божье». Мы просто поставили в название ту высшую ценность, которую мы видим в нашей жизни, поскольку считаем, что воля Бога, которая выражена в Библии, имеет ответы на самые острые вопросы современности.
Беседовал Михаил Сарафанов