Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Власть
17.05.2017 11:36

Анастасия Муталенко: Госсобственность раздается за копейки

Руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» рассказала «Колоколу России» о коррупционных схемах и расточительстве чиновников.

В сентябре 2013 года активисты Общероссийского народного фронта решили взять под постоянный контроль факты нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств. Так появился на свет проект «За честные закупки», который успел завоевать печальную славу среди коррупционеров. На сегодня широкая сеть общественников имеет отделения практически во всех регионах и сражается не только с нарушениями при заключении госконтрактов, но практически с любыми злоупотреблениями чиновников «на местах», от которых пустеет российская казна.

О достижениях и текущих проблемах в области народного контроля за бюджетом «Колоколу России» рассказала руководитель проекта «За честные закупки», член Центрального штаба ОНФ Анастасия Муталенко.

«Колокол России»: На каких направлениях сегодня сконцентрирована деятельность вашего проекта?

Анастасия Муталенко: Когда мы только начинали работу, на наш сайт начали поступать сигналы о закупках люксовых автомобилей и дорогой сувенирной продукции, о громких корпоративах и чартерных перелетах за бюджетные средства. Мы не стоим на месте, наши активисты стали опытнее и теперь совместно с экспертами выявляют не только разовые сомнительные закупки, но и анализируют масштабные инфраструктурные проекты.

Кроме того, собрав сомнительные закупки и систематизировав их на нашем сайте, мы создаем программу с искусственным интеллектом. У закупок, которые мы сгруппировали по категориям, есть реперные точки, критерии, от которых отталкиваются наши активисты. Искусственный интеллект по заданным критериям будет самостоятельно искать расточительные лоты. Эта система значительно упростит работу общественников по поиску сомнительных госконтрактов и позволит активистам сконцентрировать внимание на их оценке.

КР: В 2015 году вы представили «Индекс расточительности», который давал ясное представление о чиновниках, злоупотребляющих служебным положением ради собственного благополучия и комфорта. Почему он больше не обновляется?

А.М.: Общественный контроль должен быть основан на здравом смысле. «Индекс расточительности» позволял ярко продемонстрировать любовь к роскоши за бюджетные средства. С его помощью мы призывали чиновников умерить свои аппетиты и на законодательном уровне ограничить подобные траты. И наша инициатива была услышала. Сейчас в стране введено нормирование. Самые популярные разделы «Индекса расточительности»: покупка и аренда автомобилей, чартерные перелеты, элитная мебель, кресла – практически исчезли из госзаказа, и, соответственно, из «индекса». К примеру, расходы на чартерные авиаперелеты для региональных чиновников снизились в 2 раза, а с 2016 года чиновникам нельзя закупать автомобили дороже 2,5 млн рублей. Поэтому сейчас проект приостановлен.

КР: Чего еще вам удалось добиться за последние годы? Действительно ли объемы неэффективных трат бюджета, воровства и коррупции снизились?

А.М.: Роль общественного контролера с каждым годом возрастает. Люди приходят к нам, потому что видят, что на площадку ОНФ можно обратиться с проблемами и быть услышанным. Благодаря работе наших активистов, отменены и устранены нарушения в 816 закупках на сумму 234 млрд. руб. Только на закупках роскоши мы сэкономили 20 млрд руб. Мы провели ряд системных расследований, которые выявили неэффективные расходы бюджета и нерациональные распоряжения по управлению государственной собственностью.

На основе опыта расследований активистов в Госдуму внесено 9 законодательных инициатив. Мы видим результаты нашей деятельности, но впереди еще много работы. Полностью искоренить коррупцию невозможно. Но мы уверены, что можно и нужно сокращать рамки дозволенного для нечестных на руку чиновников.

Ежедневно активисты выявляют все более изощренные способы нажиться на государственных деньгах. Многие из сигналов легли в основу нашей «Серой книги Остапа Бендера», ставшей практическим пособием для общественников, которые добиваются более эффективного расходования бюджетных средств.

Оба закона – 44-ФЗ и 223-ФЗ, регулирующие государственные закупки, необходимо дорабатывать, закрывать лазейки, пресекать применение «серых» схем. А главное – надо добиваться большей прозрачности! К примеру, по 223-ФЗ, по которому работают государственные компании, заказчики сегодня лишь декларируют свои намерения сделать ту или иную закупку, без обоснования ее стоимости и необходимости приобретения. Что уж тут удивляться многочисленным злоупотреблениям и коррупции…

КР: В этом году чиновники из мэрии Москвы выступили с инициативой закрыть данные о закупках столицы. Кроме того, мэр Сергей Собянин предложил разрешить регионам с госзакупками более 100 млрд. руб. создавать собственные системы, которые не зависят от ЕИС. Как это может сказаться на прозрачности заключения госконтрактов?

А.М.: Начнем с того, что мэрия Москвы не пыталась закрыть данные о закупках, а предлагала разрешить публиковать информацию на собственных порталах. В начале 2017 года из-за нововведений заказчики просто не могли разместить ни планы-графики, ни закупки. Инициатива мэрии – это реакция на бесконечные сбои в работе Единой информационной системы государственных закупок.

Активисты ОНФ уже не раз обращали внимание на технические проблемы работы сайта. Возможно, необходима ее частичная децентрализация при сохранении общей информативной функции. А может быть, в текущей ситуации нужно как минимум сменить технического исполнителя данной системы, но любые варианты требуют детального экспертного обсуждения с привлечением всех заинтересованных сторон. Здесь важно решить проблему раз и навсегда, а не подходить к решению по методу затыкания дыр.

КР: Ранее вы рассказывали Президенту России об огромных масштабах хищений в Особых экономических зонах, а также о том, что на практике значительная часть этих зон не развиваются. Какова ситуация с финансированием ОАО «ОЭЗ» на данный момент?

А.М.: В 2015 году по инициативе активистов мы провели расследование деятельности Особых экономических зон. Тогда к нам подключались активисты из регионов, присылали свои материалы, началось освещение в местных и федеральных СМИ.

Мы выяснили, что вместо того, чтобы тратить деньги на развитие инфраструктуры, управляющие компании зон вкладывали бюджетные средства в высокорискованные финансовые операции, имитируя бурную деятельность. В Иркутской области разработали концепцию развития за 119 млн рублей, обещали создать 3153 рабочих места. А на деле – пустое поле как было 10 лет назад, так и осталось. Или, например, в Республике Алтай вложили 1 млрд. руб. в искусственное озеро. А оно из-за несоблюдения технологий строительства ушло в песок. Вместе с деньгами. А это был якорный объект инфраструктуры!

После встречи Владимира Путина с активистами ОНФ, где мы рассказали о «достижениях» АО «ОЭЗ», президент поручил госорганам проверить деятельность особых экономических зон. По итогам проверки восемь неэффективных ОЭЗ закрыты, а остальные переданы на региональный уровень. Это колоссальная экономия бюджетных средств. Тем самым мы только за год сэкономили бюджету 6 млрд. рублей. В данный момент Счетная палата продолжает пристально следить за деятельностью ОЭЗ.

К сожалению, Особые экономические зоны – не единственный проект, направленный на развитие регионов, который так и не стал действенным инструментом. В прошлом году мы проверили реализацию программы развития внутреннего туризма в России. Из пятнадцати туристических кластеров, которые планировалось запустить в 2016 году, работают только семь, причем два из них были запущены до старта федеральной программы.

Общая сумма инвестиций, которые планировалось направить на развитие туристических кластеров, составляет 141,6 млрд. руб., из которых 40 млрд. руб. – средства федерального и региональных бюджетов, а 101 млрд. руб. – частные инвестиции. Однако в ходе реализации программы в некоторых регионах, несмотря на выполнение ими планов строительства, частные инвесторы не спешат вкладывать собственные средства, что приводит к простаиванию дорогостоящей инфраструктуры.

Например, на туристический кластер «Амур» в Амурской области потрачено 1,2 млрд. руб. бюджетных средств. На эти деньги отсыпана искусственная набережная, сделан тротуар, но инвестор так и не вложился в строительство объектов. Вместо туристической зоны сейчас имеем там огромную строительную площадку со старыми бытовками.

У нашей страны огромный потенциал. На развитие ОЭЗ, на туристические кластеры ежегодно выделяются огромные деньги. Выделяются и осваиваются. Но, к сожалению, неэффективно.

КР: Какие законопроекты, подготовленные депутатами-членами и соратниками ОНФ, приняты или находятся в очереди на рассмотрение в Госдуме? Особенно интересует инициатива о раскрытии всех субподрядчиков в рамках госконтрактов.

А.М.: На основе опыта расследований наших активистов в заксобрание внесено 9 законодательных инициатив: нормирование, фото- и видеофиксация ремонтных работ, перевод ГУПов и МУПов на 44-ФЗ, обязательное применение типовых проектов для строительства, ужесточение сроков оплаты по контрактам, ужесточение правил раскрытия субподрядчиков и повышение энергоэффективности. Некоторые из законопроектов уже приняты, другие прорабатываются.

К примеру, инициатива об ограничении закупок роскоши: сигналы активистов вылились в законодательную инициативу, и с 2016 года чиновникам нельзя закупать автомобили дороже 2,5 млн рублей. Эксперты ОНФ проанализировали законодательные акты, регулирующие нормирование закупок в регионах, и выяснили, что все субъекты РФ справились с этой задачей и, более того, добавили новые позиции. Всего в регионах упоминается 12 позиций: покупка авто, аренда авто, оргтехника, мебель, медицинское страхование, перелеты и др.

Однако система нормирования должна быть доработана. Из 30 тысяч позиций товаров, работ и услуг, по которым проводятся госзакупки, четкое регулирование коснулось лишь их малой части. Мы надеемся, что свою позитивную роль окажет и введение каталога товаров и услуг. С ним станет легче контролировать кто, что и по какой цене закупает.

Наша инициатива об обязательном раскрытии всех субподрядчиков по госконтрактам также была услышана. Раскрытие цепочки субподрядчиков даст возможность общественному контролеру увидеть всех привлеченных исполнителей. Таким образом можно ограничить использование различных схем, снизить коррупционные риски. Кроме того, мы не раз говорили о необходимости законодательно установить ограничение, согласно которому на субподряд в сфере ремонта и строительства можно было бы передавать лишь определенный процент от объема работ по контракту. В данный момент законопроект находится на рассмотрении в Госдуме.

В ноябре 2016 года на пленарном заседании «Форума Действий» ОНФ мы рассказали Владимиру Путину о проблемах приватизации и предложили перевести все аукционы по продаже государственного и муниципального имущества в электронный вид. По итогам форума президент подписал поручение об обеспечении перехода на электронную форму торгов по продаже подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, в целях повышения эффективности и прозрачности проведения таких торгов. В данный момент законопроект об изменении 178-ФЗ находится на межведомственном согласовании.

Еще в конце 2015 года был принят закон, отменяющий «золотые парашюты» для чиновников. Он запрещает назначать дополнительные выплаты региональным чиновникам (в том числе высшим должностным лицам субъектов РФ, а также лицам, занимавшим госдолжности в субъектах РФ) и депутатам, полномочия которых прекращены в связи с несоблюдением ими запретов, ограничений и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ.

КР: Прислушиваются ли в правительстве, Администрации президента, контролирующих органах к вашим докладам? Можно ли сказать, что вы стали значимой общественной силой?

А.М.: Президент России всегда с вниманием относится к проблемам, озвученным общественниками, и их инициативам. Как видите, многие наши инициативы в итоге становятся законами. С контролирующими органами мы также постоянно взаимодействуем.

Раньше, когда заказчики получали уведомление о том, что их закупка попала в раздел сомнительных, мы не получали ответной реакции. Сейчас же они вступают в диалог с активистами, разъясняют те или иные позиции, устраняют нарушения. Это говорит о том, что сегодня к мнению общественного контролера прислушиваются.

КР: Вы указывали на большие проблемы, возникающие при осуществлении сделок приватизации госимущества. Расскажите об этом подробнее.

А.М.: В 2016 году активисты проекта «За честные закупки» проанализировали программу приватизации имущества. На «Форуме Действий» в Йошкар-Оле Владимир Путин, отвечая на наш вопрос о приватизации вологодского молокозавода, отметил, что приватизация должна проводиться вовремя и по разумным ценам. Но рассматривая отдельные примеры, мы видим огромные потери бюджета.

К примеру, в апреле 2015 г. молокозавод должен был уйти с молотка при стартовой цене в 973 млн. руб. Однако, после того как о ситуации доложили преззиденту на втором медиафоруме ОНФ «Правда и справедливость» в Санкт-Петербурге, продажа предприятия была приостановлена. В начале 2016 г. стало известно, что молокозавод повторно выставили на приватизацию. Аукцион по продаже предприятия и его бренда «Вологодское масло» второй раз за год был отменен главой Росимущества Ольгой Дергуновой после того, как представители ОНФ вновь призвали остановить продажу успешного предприятия.

Случай с Вологодским молочным заводом не единичен. Продажа первой образцовой типографии, которая находится в Москве, тоже вызывает вопросы. Ее оценили в 2 млрд. руб., продана она была с минимальным повышением, практически без конкурса. По оценке независимых экспертов, ее рыночная стоимость начинается от 3 млрд. руб. Вообще 2 млрд. руб. – сумма для такого объекта как минимум странная: только кадастровая стоимость земли под двумя объектами, принадлежащими типографии, составляет 1,5 млрд. руб. Это стоимость двух участков в Москве. А типографии принадлежит более 200 объектов в шести регионах нашей страны.

В ОНФ накопилось немало материалов из регионов страны, которые свидетельствуют о многочисленных фактах продажи собственности государства за копейки. Экспертами нашего проекта неоднократно поднимался вопрос о внесении поправок в законопроект и переводе всех продаж имущества на электронный вид торгов, что позволит сделать эту процедуру прозрачнее, а рынок – конкурентнее.

Беседу вел Иван Ваганов

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"