Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Украинский конфликт
29.06.2015 15:36

Реквием по Конституции Украины

28 июня Украина отметила День Конституции. Праздник прошел на удивление буднично – киевские власти, склонные использовать любую памятную дату как повод для собственного пиара, фактически проигнорировали данное событие. Действительно, нелепо отмечать День Конституции, когда Украинское государство как таковое исчезло во времени и пространстве – ни одна из восьми основных функций государства, выделяемых в политологии, не выполняется от слова «совсем».

Принятая за одну ночь, составленная без детальной проработки и широкого общественного диалога, Конституция с момента ее вступления в силу в 1996 году, согласно которой Украина становилась президентско-парламентской республикой, была источником перманентных конфликтов между правящими кругами. Что вкупе с неадекватностью «элит», уничтожавших институты государства и экономический базис страны в угоду личным интересам, привела к катастрофе, разворачивающейся на наших глазах.

Пролистывая страницы Конституции, невозможно не заметить сюрреалистичную картину – начиная от слов в преамбуле «осознавая ответственность перед Богом» (в светском-то государстве), заканчивая гарантиями прав на жизнь, свободу слова и совести, бесплатную медицину и образование. То есть тех прав, которые были ликвидированы сразу после февральского государственного переворота.

Традицию переписывания Конституции «под себя», расширяя президентские полномочия, основал второй президент страны Леонид Кучма. С этой целью он не раз шантажировал парламент возможностью роспуска, вынуждая депутатский корпус «обрезать» свои права и возможности, соответственно увеличивая президентские. В итоге Кучма добился своих целей, получив эффективный рычаг перераспределения богатого советского наследия в свою пользу. Напомним, что зятем Леонида Даниловича является Виктор Пинчук – один из крупнейших украинских олигархов.

В 2004-м году в разгар «Оранжевой революции» была принята новая редакция Конституции. Так, полномочия нового главы государства Виктора Ющенко существенно ограничивались – за президентом оставались лишь представительские, внешнеполитические и оборонные функции. Ющенко было определенно тесно в рамках парламентской модели, однако его институциональная слабость и ставка олигархата на Юлию Тимошенко и Виктора Януковича, поочередно возглавлявших правительство в те годы, препятствовали расширению его полномочий.

Пришедший в 2010 году к власти Янукович практически сразу же вернул себе «царские» полномочия Кучмы через Конституционный суд. А уже после государственного переворота в феврале 2014 киевский режим вернулся к редакции «ющенковской» конституции 2004 года – парламентско-президентской республики.

При всей чехарде с моделью Конституции, сводившейся к решению вопроса контроля за государственными финансами, унитарность и моноязычность были незыблемыми постулатами всех президентов. Необходимо отметить, что незаангажированные эксперты несколько лет назад предупреждали о том, что в жестко унитарном виде с одним государственным языком страна не сохранится, а гражданская война станет делом времени, но не принципа. Это связано с тем, что Украина является внутренне разделенной страной, по которой проходят линии исторических, конфессиональных, языковых и даже геополитических разломов. Когда в многонациональной и многокультурной стране вместо государства граждан выстраивается государство титульной нации, фактически – этнократия, а правящий класс демонстрирует примеры вопиющей неадекватности и преступного авантюризма, начинает литься кровь, а само государство приобретает все черты несостоявшегося. Наиболее наглядные доказательства этого тезиса на постсоветском пространстве – Грузия времен Гамсахурдии и Саакашвили, а также Молдова, начавшая войну на левом берегу Днестра в 1992 году. К сожалению, в этот ряд нужно поставить и Украину во главе с кликой Турчинова-Порошенко

… Которые якобы выполняют Минские соглашения, где предусмотрен особый статус для Донбасса в рамках проведения политики децентрализации на базе принятия новой Конституции. В действительности, киевский режим, как обычно, манипулирует терминологией и закладывает в свои решения бомбу замедленного действия.

Децентрализация по Порошенко – это абсолютизация президентской власти. Порошенко, уже «подмявший» под себя силовой блок в лице Генпрокуратуры и СБУ, пытается протолкнуть в парламент вариант Конституции, согласно которой он получит право роспуска любого органа местного самоуправления и увольнения любого мэра обычным президентским указом. А так называемая децентрализация власти сводится к переименованию губернаторов в префектов. Что касается политического урегулирования вопроса с Донбассом, то Петр Алексеевич нарушает Минские соглашения, рождая очередной симулякр, не согласовывая порядок проведения выборов с ДНР и ЛНР.

Очевидно, что без демократизации киевской власти никакого урегулирования украинского кризиса в целом ждать не стоит. В условиях делегитимации государственных институтов, жуткого правового нигилизма, экономического коллапса и реализации политики государственного терроризма говорить о том, что изменение нескольких пунктов Конституции способно перезапустить Украину – наивность высшей пробы. Сможет ли Украина освободиться от этого морока и начать отстаивать собственные национальные интересы, а не интересы олигархов-компрадоров и заокеанских «друзей» – покажет время. Прогнозы в данном случае – дело неблагодарное.

Денис Антонович

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"