Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Среда обитания
24.08.2018 08:20

Половые девиации в традиционном обществе

Фрагмент из книги "Этнопсихология".

Половая дифференциация считается чем-то самим собой разумеющимся и связана с социальными ролями общества. Различия ролей напрямую соотносятся со стереотипами и аттитюдом, рассмотренными нами ранее.

Однако несколько особняком стоит категория людей с патологическими половыми нарушениями, в частности гермафродитов. В северных странах такие отклонения встречались редко, но в регионах с более теплым климатом они были более частыми, поэтому стали частью общей культуры.

В Пакистане людей с подобными сексуальными отклонениями называют хаваджа сара, а в Индии они являются особой кастой неприкасаемых – хиджра (также существуют другие наименования в зависимости от штата Индии: кхунса, кходжа, мукхама, кхада, котхи, парайя, чхаки и т. д.).

Как правило, представители этой касты занимаются попрошайничеством, предсказаниями и танцуют (для западных туристов они выглядят как женщины, поэтому в большинстве случаев зрители не знают о поле танцоров). Но в Средние века, во времена империи Моголов, эти люди имели привилегированный статус и, как правило, являлись слугами при княжеских дворах.

Сейчас хиджры включают в себя гомосексуалистов, бисексуалов, гермафродитов, трансвеститов и кастратов. В Индии многие из них поклоняются богине Бахучара Мата, и в этом видна связь данной касты с глубокой древностью. При этом около 20% хиджр женаты на женщинах и имеют детей. С апреля 2014 г. в Индии по решению Верховного суда хиджры официально считаются третьим полом.

Не все представители этих групп изначально родились с гормональными нарушениями. В ряде случаев можно говорить об особых психологических установках или особой социальной адаптации. Так, в Индии представители некоторых социальных групп проходят ритуал кастрации. В настоящий момент в западных странах такие лица относятся к сексуальным меньшинствам, но в прошлом был особый подход к этому вопросу, и он сохраняется в странах, соблюдающих традиционные устои.

В Европе до конца ХХ в. можно было встретить на Балканах, особенно в Албании, бурнеша («девственница под присягой») – женщин в особом социальном статусе. Это были лица женского пола, которые с детства воспитывались как мальчики, носили мужскую одежду, им давались мужские имена.

Такой выбор был связан с патриархальной традицией и частыми войнами, которые велись в регионе. И если в семье рождались одни девочки (или все мужчины погибали), то одна из них становилась «мужчиной», давая обет девственности на всю жизнь. Бурнеша становилась защитницей семьи, у нее были социальные и политические (например, возможность голосования) права мужчин, она также пользовалась уважением в обществе.

В Таиланде подобных людей называют «том», хотя это не связано с патриархальными устоями, и при этом подражание мужчинам напрямую не связано с сексуальностью. Однако там есть другая разновидность женщин – «ди», которые выглядят как обычные женщины, но вступают в сексуальную связь с представительницами группы «том». Когда речь идет о мужчине, который одевается, как женщина, этот тип в Таиланде называется «катоэй», но сами себя они называют «трансформированной богиней» или «вторым типом женщины» (Jackson P., Sullivan G. Lady Boys, Tom Boys, Rent Boys: Male and Female Homosexualities in Contemporary Thailand).

У коренных народов Северной Америки тех людей, кто принимал на себя гендерную идентичность другого пола, называли людьми с двумя душами. В современных гендерных исследованиях этот тип получил название «бердаши». У племени ительменов на Камчатке этот феномен обозначался «кукчуч». А у народности навахо они назывались «становящийся».

При этом у индейцев не считалось гомосексуальностью, если мужчина вступал в сексуальную связь с мужчиной-бердаши, так как в общине он считался женщиной и делал соответствующую работу. А вот половые отношения между бердаши были запрещены, так как считались инцестом.

На территории России к подобному явлению можно с некоторыми оговорками отнести скопцов. Эта радикальная секта практиковала кастрацию в качестве избавления от греха.

Интересно, что как в Российской империи, так и при советской власти, данная секта считалась особо опасной для общества и государства, а ее представителей преследовали и наказывали. Русский писатель, этнограф и фольклорист Владимир Иванович Даль (1801–1872) в своем исследовании указывал: «Скопцы – не люди и никогда не смогут быть превращены в людей: в них уже нет человеческих чувств; они оторваны от общества навсегда» (Даль В. И. Исследование о скопческой ереси. С. 146).

В конце 20-х гг. прошлого века скопцы обвинялись в «контрреволюционной пропаганде» и «причинении физического увечья, мотивируемого требованиями религиозного культа». Позже даже проводились параллели между методами скопцов и нацистскими расовыми проектами, связанными с очищением генофонда (Волков Н. Н. Скопчество и стерилизация).

В настоящее время в ряде западных стран гомосексуализм является юридической нормой. Кроме того, вводятся различные определения лиц с сексуальными отклонениями, которые меняют свой пол и состоят в особых социальных группах.

Леонид Савин

Источник

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"