Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Политика
13.07.2017 09:19

Нацэлита Татарстана просит сохранить самостийность у Путина

Договор о разграничении полномочий между Татарстаном и Российской Федерацией: продлить нельзя расторгнуть.

Остались считанные дни до завершения договора о разграничении полномочий между Москвой и Казанью. Первый подобный документ был подписан на заре ельцинского «парада суверенитетов» середины 90-х прошлого века. Тогда десятки субъектов РФ воспользовались правом заключения соглашений с Москвой – оно закреплено в действующей, опять же ельцинской (и в не меньшей степени – прозападной), Конституции. На сегодня договор о разграничении и президентское звание главы региона сохранились в качестве привилегии только у Республики Татарстан (которая в своей Конституции, к тому же, именуется государством). Весьма вероятно, что вскоре с этой «особостатусностью» будет покончено, несмотря на яростное сопротивление национальной элиты, сидящей на денежных потоках региона.

Федеральный центр пока находится в раздумьях, хотя определенные инсайды из «кремлевских башен» все же имеются. Так, на днях высокопоставленный источник в администрации президента России заявил газете «Коммерсант», что нового договора о разграничении полномочий Казани ждать не стоит, равно как и пролонгации действующего соглашения. Полномочный представитель президента РФ в Поволжье Михаил Бабич считает, что взаимоотношения между Москвой и субъектами страны на сегодня урегулированы, никакие специальные подходы не нужны. Аналогичную информацию дает РБК, ссылающийся на некого федерального чиновника и источник, близкий к администрации президента.

По большому счету, пока еще действующий договор лишь символически закрепляет статус Татарстана как «государства в государстве». Никаких финансовых привилегий региону он не дает, на самостийность отдаленно намекают только два его пункта: необходимость знания высшим должностным лицом татарского языка наравне с русским, а также право региона выдавать паспорта с вкладышем на татарском языке с изображением герба республики. Вот, собственно, и все «плюшки». Звание президента Татарстана, которое по федеральному законодательству может носить только всенародно избранный российский лидер, сохраняется за Рустамом Миннихановым с молчаливого согласия Кремля. Но этот момент отношения к договору уже не имеет.

Впрочем, среди региональной нацэлиты по-прежнему ощущаются довольно радикальные, местами даже «незалежные», настроения. Национальное лобби в Госдуме и Совете Федерации не оставляет надежд на пролонгацию договора, что польстит самолюбию высоких татарских чиновников и олигархов. А еще таким образом можно негласно закрепить право власти на самоуправство – многолетнее принуждение жителей Татарстана изучать в школах татарский язык за счет сокращения часов на русский язык и литературу.

На самом деле у Татарстана есть куда более серьезные проблемы. Так, недавно местный Госсовет поддержал сомнительный законопроект о штрафах за отсутствие вывесок на татарском языке, в высших эшелонах власти на раннем этапе карьеры топят специалистов, не знающих татарского (негласно, разумеется), среди татарской молодежи растет влияние тюркского мира и радикального ислама. Тут совсем недалеко до сепаратизма и терроризма (немало выходцев из Татарстана уехали в Сирию воевать на стороне ИГИЛ (запрещено в РФ) либо организовали бандподполье в сельских районах), и пора, пора уже федералам обратить на эти моменты более пристальное внимание.

***

А пока Москва молчит, 11 июля депутаты Госсовета сделали попытку отразить «волю народа Татарстана» в своем послании президенту Владимиру Путину. Вышло это весьма комично: в тексте обращения нет ни слова о пролонгации или пересмотре договора о разграничении полномочий. Владимира Владимировича просят сохранить статус президента РТ и создать некую «комиссию для выработки предложений по правовым вопросам». Текст обращения подписали только 26 депутатов из 100, хотя в итоге он был принят единогласно.

Во избежание кривотолков зачитывать письмо Путину делегировали парламентария с русской фамилией – Николая Рыбушкина. Прозвучали малоубедительные аргументы в пользу пролонгации договора – мол, это будет шагом к укреплению истинного федерализма в России, будет знаком к усилению регионов – что положительно скажется на всей стране.

Однако большинство пользователей популярных инфоресурсов Татарстана считают иначе. Они грустно шутят: «Вы наверно ошиблись – договор укрепит феодализм, а не федерализм!» «Ну все, теперь каждый подписавшийся может получить по ордену, и можно разгонять Госсовет», «Надо было сначала Майские указы Царя выполнить, а потом просить его договор продлевать», «А чем это наши избранники занимаются в своих креслах?», – вот такие комментарии местных жителей собирают огромное число «плюсов», тогда как сторонники «широкой автономии» безжалостно минусуются.

Более серьезной проблемой представляется правовая коллизия, возникающая в случае отказа Москвы пролонгировать договор. Первая статья Конституции РТ гласит: «Республика Татарстан — демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан».

В последнем разделе региональной Конституции имеется статья 123, сообщающая: «Положения статьи 1 Конституции Республики Татарстан и настоящей статьи могут быть изменены только по результатам референдума Республики Татарстан».

Расшифровываем: если договор между Казанью и Москвой не будет продлен, убрать упоминание о нем из Конституции РТ можно только путем проведения референдума. Сам факт и итоги его проведения вполне могут дестабилизировать ситуацию в регионе. Как из этой вилки выйдет предлагаемая депутатами «комиссия по правовым вопросам» – пока решительно непонятно. А вот находчивость авторов региональной Конституции и их явный курс на «незалежность» в середине лихих 90-х сомнений не вызывают.

***

Наиболее жестко высказался представитель татарских националистов в Госсовете Разиль Валеев, пригрозив Москве «разводом» в случае непролонгации договора.

«В российской Конституции сказано, что у нас федеративное государство, и там черным по белому написано, что его субъекты могут входить на основании федеративных и иных договоров в состав этого государства. Если представить Россию как одну большую семью, то, согласно Конституции, Республика Татарстан — это заверенный официальным актом-договором полноправный член семьи. Если не будет этого «свидетельства о браке», то Татарстан будет чувствовать себя временным квартирантом и находиться на правах сожителей, живущих так называемым гражданским браком. Чем заканчиваются такие семьи, мы все хорошо знаем», – отправил Валеев мрачное предостережение федералам.

Все это напоминает спекулятивные заявления радикалов из «Всетатарского общественного центра», которые в апреле этого года потребовали следовать «духу федерализма» и учитывать «волеизъявление народа на референдуме 1992 года». Тогда более половины голосовавших признали Татарстан «суверенным государством» и «субъектом международного права». Мы видим, что под маской мирного, конституционного федерализма прячется оголтелый национальный сепаратизм. Но любителям ссылок на Конституцию РФ нелишним будет напомнить п.4 ст.5, в котором определяется равенство всех субъектов в отношениях с федеральной властью. Более чем вольготно чувствующая себя татарская элита, похоже, продолжает считать себя равнее других.

***

Источник в Татарстане, хорошо знакомый с внутриполитической ситуацией, рассказал «Колоколу России», что республиканская элита крайне болезненно реагирует на инсайды в федеральной прессе о нежелании Москвы пролонгировать договор. Вместе с тем, «слив» в СМИ со ссылкой на мнение высокопоставленного чиновника Кремля можно воспринимать как повышение ставок в политическом торге.

«В 1994 и 2007 гг. Татарстану удалось пролоббировать заключение договора, на это рассчитывают в Казани и в 2017 году. Вероятно, сейчас идет невидимый для всех закулисный торг между республикой и федеральным центром. С точки зрения последнего, договор явно ничего не дает. Он воспринимается как продукт эпохи политической раздробленности страны, времен отсутствия вертикали власти и единого правового поля. В Татарстане же всячески стараются убедить Москву в полезности и необходимости такого договора.

Здесь есть несколько вариантов развития ситуации. Первый – бескомпромиссный: Москва просто не заключает договора – и точка. Дескать, то, что можно было ранее, сейчас уже политически нецелесообразно, а потому сохранять атрибуты самостийности республики прошлого федеральный центр не захочет.

Второй вариант – Москва идет на перезаключение договора о разграничении полномочий с Казанью, поддавшись на уговоры и уступки Татарстану. Понятно, что за это Казани надо будет что-то отдать федералам. Тут весь вопрос в цене, которую готова заплатить Казань, получая ценный для ее элиты договор, воспринимаемый как атрибут местной государственности.

И, наконец, третий вариант – договор заключен не будет, но, чтобы «подсластить пилюлю», Татарстану дадут какие-то преференции: это, например, может быть сохранение наименования должности президента РТ, либо будет списана часть госдолга региона перед Москвой, который достаточно внушителен – 91,3 млрд. рублей», – рассказал эксперт «Колоколу России».

Что касается правовой коллизии в Конституции РТ, порождаемой непродлением договора, политолог считает эту проблему надуманной.

«Все это из области «попугать Москву». Во-первых, Конституция Татарстана в 1992 году принималась не на референдуме, а в местном парламенте. Во-вторых, в текст Конституции РТ вносилось в 1990-е годы 15 поправок, т.е. при слабом федеральном центре местные власти делали это без всякой оглядки на Москву.

Например, вначале была установка, что президент РТ может избираться только на два срока. Потом внесли поправку, и Минтимер Шаймиев избрался в третий раз подряд. В 2000-е годы при Владимире Путине начали приводить региональное законодательство в соответствие с федеральным. И ничего – внесли кучу поправок в Конституцию РТ, причем снова без всякого референдума.

Более того, когда в 2010 году Шаймиева убрали от власти, он добился внесения особой поправки в Конституцию, которая вводила почетную должность – государственный советник Татарстана, которую он сам и занял. Снять или убрать его никто не может, нахождение на этой должности бессрочное – аналогов этому нет нигде в госструктурах РФ. И опять же, все это утверждалось без всякого референдума. Надо будет – власть и на этот раз сама проведет нужные поправки», – резюмировал эксперт.

***

Пусть многое говорит за то, что «договор для особо избранных» на сей раз продлен не будет, переговоры между Москвой и Казанью продолжаются. Не стоит забывать, как пару лет назад федеральный центр молча смирился с сохранением президентства в Татарстане. С той поры титульное национальное лобби не ослабело, так что интрига в истории сохраняется.

Иван Ваганов

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"