Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Геополитика
08.11.2014 19:47

Зона ответственности – Закавказье

Геополитический курс России начинает активно ориентироваться на юг. «Договор о союзничестве и стратегическом партнёрстве» подразумевает тесную интеграцию с Абхазией и Южной Осетией в военно-политической и экономической сферах. Благодаря ему, Россия сможет продвигать свои интересы на юге Кавказа и в Закавказье, в частности, в союзной Армении и Иране.

3 ноября в Госдуму была передана отредактированная абхазской стороной версия «Договора о союзничестве и стратегическом партнёрстве» между Абхазией и Россией. Документ должен быть утверждён и подписан всеми сторонами к концу текущего года. Как только это произойдёт, по факту независимые республики, образованные в 2008 году на территории Грузии, войдут в единое с Россией правовое, таможенное и военное пространство. Это позволит России решать любые геополитические задачи в этом регионе, не компрометируя себя на международной арене.

В условиях антироссийской истерии Запада и украинского кризиса РФ лишена возможности напрямую воссоединиться с утерянными после развала СССР территориями, независимо от желания всех сторон. Ситуация с Абхазией и Южной Осетией не менее сложна и запутанна, чем с Новороссией. Тбилиси считает эти новообразованные республики оккупированной территорией самой Грузии. Запад, разумеется, активно поддерживает грузинскую сторону. Шесть лет назад Абхазия и Южная Осетия при содействии России обрели независимость, подняв мятеж в ответ на карательную операцию вооружённых сил Грузии, по аналогии с Донецкой и Луганской народными республиками. Любая дальнейшая интеграция их с Россией очень болезненно воспринимается на Западе и особенно в Грузии. В частности, Тбилиси уже выразил протест против упомянутого договора и угрожал ответной агрессией на дипломатическом уровне. В таких условиях включать Абхазию и Южную Осетию в состав России не в интересах Кремля. К тому же, к этому не готова и Абхазия, которая, в отличие от Южной Осетии, не раз заявляла о желании остаться независимой республикой.

Однако, это вовсе не означает, что Россия намерена ограничивать собственные интересы в этом направлении. «Договор о союзничестве и стратегическом партнёрстве» наглядное тому подтверждение. Единое военное, юридическое и экономическое пространство позволят Москве реализовать свои геополитические амбиции в регионе не хуже, чем если бы республики были включены в состав РФ.

Благодаря тесной интеграции с Сухуми и Цхинвали, Москва приблизится к Армении – дружественной стране, изъявившей желание вступить в Евразийский экономический союз. За счёт транспортного выхода к этому государству через территории союзных республик, Россия наладит полноценную коммуникацию со своей военной базой в Армении, стратегически значимой в рамках обеспечения безопасности во всём регионе. Напомним, что Армения граничит с Ираном, Турцией и Грузией.

Турция является активным членом НАТО и ведёт многоходовую игру с боевиками ИГИЛ, не решаясь открыто выступать против них, и, вероятно,  оказывая террористам некоторую поддержку в войне с курдами. Грузия – потенциально опасная и нестабильная страна, внешняя политика которой то и дело метается в прямо противоположных направлениях, в зависимости от стоящего у руля руководства. В 2008 году Тбилиси санкционировало карательную операцию против народов Абхазии, Южной Осетии и российских миротворцев, что привело к открытому вооружённому столкновению России с этой страной. Иран – амбициозная, исламская республика, занимающая в последние годы активную антизападную позицию и идущая на сближение с Россией. Иметь прямой выход к этому государству – тоже в интересах Москвы.

Кроме того, длящаяся седьмой год конфронтация с Грузией может привести к новым конфликтам. Договор с Цхинвали и Сухуми, подразумевающий немедленную военную помощь республикам со стороны России, в случае внешней агрессии поможет охладить пыл Тбилиси и отказаться от очередных карательных планов в отношении Абхазии и Южной Осетии. В случае же дестабилизации обстановки в самой Грузии, что вполне вероятно в свете сложившейся политической ситуации в этой стране, молодые республики могут стать плацдармом для гуманитарной и миротворческой помощи. Разумеется, никто не скрывает и интересов России, и её союзников, автоматически возникающих в случае возникновения такой ситуации.

В частности, недавно бывший глава южноосетинского государства Эдуард Кокойты открыто поставил вопрос о принадлежности к Осетии Трусовского ущелья и Кобинской котловины, которые в настоящее время входят в состав Грузии. Эти территории позволят контролировать стратегически важный участок так называемой Военно-Грузинской дороги – самого быстрого пути из России в Армению.

Кроме того, Москва заинтересована и в развитии Транскавказской автомобильной магистрали, соединяющей Россию, Грузию, Армению и Иран. Сегодня в обход Грузии попасть в Армению и Иран можно лишь по «западному» маршруту, который вынужденно огибает Триалетскую Осетию, населённую до 90-х годов осетинами, и Самцхе-Джавахетию – также территорию Грузию, где проживают большей частью армяне.

Таким образом, в случае серьёзной дестабилизации ситуации в Грузии по украинскому сценарию, «договор о союзничестве и партнёрстве» позволит России гарантировать безопасность Абхазии и Южной Осетии, а также без лишних политических казусов оказывать поддержку властям отдельных грузинских регионов, легитимность которых будет признана Москвой.

Иван Чимбулатов

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"