Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Духовные скрепы
02.09.2015 09:00

Украинские памятники-символы созданы русскими творцами

Это совершенно необходимые атрибуты, без них – никак не обойтись. Символы эти – предмет неизбывной гордости граждан, они – на купюрах, монетах и на марках, они – на туристических проспектах, они кругом и везде. Они всплывают у иностранцев при разговоре о конкретной стране и могуn заменить собой название страны.

Например, Франция – это Собор Парижской Богоматери и Эйфелева башня. Готический собор как олицетворение великого прошлого Франции и выдающееся стальное сооружение, знаменующее собой Новое время, новые материалы и прорывные, самые современные подходы к строительству. Италия – римский собор святого Петра и статуя Марка Аврелия.  Центральный храм западного христианства и доживший до наших дней образец римской пластики. Ну а Британия – тут всё очевидно – это Трафальгарская колонна и Биг-Бен. Америка – монумент Свободы. Эта статуя, первоначально планировавшаяся для Египта, чтобы приветствовать там корабли, идущие по Суэцкому каналу, была куплена для Америки по подписке, а сделана была всем миром (её медь – из Нижнего Тагила, сталь – из Парижа, бетон постамента – германский, то есть с миру по нитке, как и всё в Америке). Индия – гениальный Тадж-Махал (тоже вполне интернациональное произведение) – архитекторы из Персии, Турции и Индии, а материалы – со всего Востока. Россия – это хорошо нам известные собор Василия Блаженного, а также статуя Минина и Пожарского.

Тут хочется спросить, а что же за символы олицетворяют Украину? Мы же постоянно слышим, что украинцы – это зрелая и древняя нация, европейская до мозга костей, и уж, наверняка, Украина владеет такими памятниками, которые однозначно указывают на украинскую идентичность! Теми, что украшают столицу, Киев, и отправляют нас в седую древность! Те, что носят в себе уникальность украинского национального стиля и, несомненно, являются плодом украинского гения и делом украинских рук!

Самый узнаваемый и распространённый киевский символ – памятник Князю Владимиру.

Колоссальный (более чем 20-метровый) монумент Крестителю Руси, которого в этой бывшей союзной республике кое-какие местные горе-историки провозгласили  «украинским национальным деятелем» и «основателем национального государства» украшает мать городов русских аж с 1853 года. Кроме того, это наиболее древний из сохранившихся киевских памятников. Он считается одним из символов города. Изображения этого изваяния – везде. На магнитах для холодильников, на марках, ранее присутствовали даже на местных купюрах – на украинских купонах начала 90-х. Но вся проблема в том, что этот великолепный, мрачный и величественный шедевр середины позапрошлого века представляет собой чисто российское изделие!

Он создан знаменитым петербургским зодчим бароном Петром Клодтом, аристократом с немецкими корнями, тем самым, что прославился скульптурами на Аничковом мосту. Ещё к созданию статуи приложил руку плодовитейший мастер александровской и николаевской эпох, Василий Иванович Демут-Малиновский (коренной питерец).  Архитектором, в свою очередь, выступил Александр, родной брат придворного зодчего Константина Андреевича Тона, строителя Большого Кремлёвского дворца и храма Христа Спасителя (очередной уроженец Северной Пальмиры и обрусевший немец). Отливали киевского Владимира частично под Калугой, частично в Санкт-Петербурге. Интересно, что этот высящийся на горке над Днепром памятник, весьма строгий и внушительный, произвёл огромное воздействие на умы и на его манер были сделаны многочисленные монументы Сталину на массивных стилобатах, появившиеся в ряде советских городов спустя столетие. Но где же, други мои, та великая украинская культура, о которой мы столько слышали, а поглядеть и пощупать так и не довелось?

А много ли украинского в другом замечательном памятнике Киева – Богдану Хмельницкому, который стоит на Софийской площади с 1888 года? 

Блестящий, кстати, по замыслу, монумент! (Если приглядеться,  то заметно – конный Богдан несёт в себе определённые черты питерской статуи Николая I с Исаакиевской площади и даже Медного всадника). Мы с вами вынуждены констатировать – Гетман создан скульптором Михаилом Микешиным, автором легендарного новгородского монумента «Тысячелетие России». Микешин же – петербуржец (родился в Смоленской губернии). Постамент создан по проекту архитектора Владимира Николаева, уроженца Царского села, что под Питером. Николаев был поклонником популярного тогда русско-византийского стиля и немало построил в Киеве таких церквей.

Деньги на памятник собирали по всероссийской подписке, отлив его в Петербурге (ох, уж этот Петербург), а металл для изваяния выделило российское Морское министерство.

При установке памятника в постамент были вмонтированы плиты, на одной из них было начертано «Волим под царя восточного, православного», а на другой  – «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия». Безусловно, подобное текстовое сопровождение не могло устроить тех, кто пришёл в Киеве к власти после революции. Плиты были убраны. Сейчас там надпись «Богдан Хмельницкий 1888», сделанная большевиками. Ну, неужели Украина и украинцы в композиции никак не упомянуты?

Конечно, оставить памятник хотя бы в таком виде, без упоминания «неделимой России» это не то, что отражало бы современное кипенье умов в низовьях Днепра! Надо же внести хотя бы малую толику «украинства»! И, что интересно, внесли! Смогли! Поставили возле статуи дурацкий камень, украшенный «трезубцем», саблями, булавами и непременным девизом «слава Украине»! Каким событием ознаменовано это чудное дополнение? Избранием Виктора Ющенко украинским президентом, «гетманом Украины»! Право же, повод!

А если говорить начистоту – не бывает так, чтобы символы одной нации и государства полностью, до мелочей, были созданы другой, соседней нацией. Это нонсенс. Тут поневоле задумаешься. А не обманывают ли нас всех? А есть ли они – украинская нация и украинское государство?

Амирам Григоров

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"